vldmrvch.ru

Детектив между комедией и пародией

Среди английских разновидностей кинематографического детектива особое место занимают комедии и пародии. Существует довольно распространенная ошибка, по которой любой смешной детектив считается пародией. Это не так.

Идеальное алиби

Пародии избирают объектом смеха сам жанр, его законы, штампы, стереотипы, наиболее типичные приемы, модели героев. Они появляются не так уж часто, гораздо чаще создаются детективы-комедии, в которых парадоксальность ситуаций, всевозможные qui pro quo сочетаются с комическими героями, не совпадающими с той ролью, которую они выполняют. Так, например, в картине Роберта Дея Идеальное алиби (Two way stretch) уголовник Сопи, переодетый в костюм священника, пробирается в тюрьму, где отсиживают свой срок его дружки — коллеги по профессии. Он предлагает им план похищения бесценных бриллиантов у прибывающего в Лондон магараджи. Для этого нужно сделать подкоп, через который после ограбления все должны вернуться обратно, обеспечив таким образом идеальное алиби, о котором вечно мечтают преступники. Так прекрасно разработанный план усложняется, а потом и срывается из-за нового стражника, педантичного и старательного служаки. Фильм полон комедийных трюков, неожиданностей, блистательных гегов в исполнении лучших комедийных актеров Англии — Питера Селлерса, Уилфрида Хайд-Уайта и Лайонела Джефриса.

Лига джентльменов

В комедии Лига джентльменов (The League of Gentlemen, 1960) Бэзила Дирдена тот же чисто английский, немного иррациональный юмор, комедийная абсурдность служат более серьезному содержанию. Восемь британских офицеров в отставке, мечтая о богатой жизни, принимают предложение полковника Хайда о создании лиги джентльменов, цель которой — похищение из банка миллиона долларов. Зритель смеется еще до появления титров, когда видит на экране вылезающего из канализационного люка респектабельного джентльмена с невозмутимым лицом, одетого как на светский прием. Смеется он, не переставая, до конца картины. План ограбления разрабатывается по всем правилам подготовки военной операции, каждый использует свой военный опыт и знания. Джентльмены переходят на казарменное положение, сами стирают, готовят, убирают, платят штрафы за нарушение порядка. Все в полном восторге, воспринимая происходящее как увлекательную игру. Легкие колебания совести Хайд успокоил, сообщив в самом начале неприглядные данные о каждом джентльмене, почерпнутые им из… картотеки министерства обороны. Один занимался во время войны спекуляцией, другой — шпионажем, третий сотрудничал с фашистами и так далее. Таким образом, все оказываются морально подготовленными к любому преступлению. Комедийному осмеянию подвергаются не только отставники, но и растяпы военные, под носом которых наши герои похищают оружие, военное министерство, в сейфы которого открыт доступ для каждого.

Под звуки военного марша джентльмены благополучно проводят операцию. Мирно, в лирической атмосфере предстоящего расставания происходит дележ добычи, деньги упаковываются в заранее заготовленные одинаковые чемоданы. Сердечное, полное грусти прощание близится к концу, уже допета последняя боевая песня, но идиллия прерывается неожиданной помехой. Короче говоря, все кончается полицейской машиной, увозящей джентльменов под звуки военного марша в тюрьму.

В этой комедии отлично написаны диалоги, великолепно разработаны ситуации, но, пожалуй, самое сильное в ней — актерский ансамбль. На Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1960 году премия за лучшее исполнение мужской роли была присуждена… всем членам Лиги джентльменов.

Комедийная форма и серьезное содержание

В данном случае острая комедийная форма помогла восприятию серьезного содержания, дала возможность критического анализа. Не теряя своего развлекательно-игрового характера, детективная комедия совершает полезную работу. Но это бывает не часто, гораздо больше существует примеров обратных. На экранах, конечно же, преобладает бездумный и пустенький фильм-забава, именно в нем заинтересованы прежде всего те, кто осуществляет идеологическое руководство кинематографом, кто определяет официальную культурную политику. В английских детективных фильмах особенно отчетливо проступает условный характер реализма, что типично не только для данной жанровой разновидности, но и для развлекательного кино  целом. Детектив перестал быть отражением реальной истории, он деформирует материал жизни, подвергает его специальной обработке, лишает естественности и логики. Английский же вариант (за редким исключением) доводит это до предела, драматический материал жизни абстрагирует до уровня игры. Подчеркнутая условность — закон его существования.

Но в одних случаях он выстраивает свои конструкции на реальной почве и прибегает к приемам правдоподобия в обрисовке фона, среды, характеристики героев, в других — преднамеренно уму и сердцу предлагает развлечение, игру, спортивный азарт. Детектив-игра наиболее частая разновидность английского варианта, что, в свою очередь, не означает полной и непременной бессодержательности его. Несмотря на свой развлекательный характер, он в высшей степени дидактичен и призван не только доставлять удовольствие, но и преподносить формулы морали и нравственности, типично буржуазные охранительные идеи.

Об авторе
Поделитесь этой записью
3 всего комментариев к этой записиОтправить свой
  1. I just want to mention I am all new to weblog and seriously enjoyed your blog. Likely I’m likely to bookmark your site . You definitely come with excellent posts. Appreciate it for sharing with us your blog site.

  2. one of our guests a short while ago proposed the following website

  3. I consider something really interesting about your web site so I bookmarked.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе