vldmrvch.ru

Детективная литература

Детективная литература (Detective Fiction) — проза о расследовании и разгадке методом логического анализа сложной, запутанной тайны, связанной чаще всего с убийством, хотя и не всегда, опытным детективом, который может быть либо полицейским, либо частным лицом. Хотя романы преступлений, такие, как Калеб Уильям Годвина, и романы тайн, такие, как Холодный дом Диккенса, уже были квалифицированы как предшественники английской детективной литературы, все единодушно признают ее родоначальником Эдгара По с его новеллами о шевалье Дюпене. Лунный камень Уилки Коллинза стал первым полновесным детективным романом в Англии. Образы иронично, сверхинтеллектуального сыщика-любителя Шерлока Холмса и его помощника Уотсона из рассказов А. Конан Дойла достигли мировой известности и популярности. Жанр детективного рассказа, к которому, безусловно, относятся и рассказы об отце Брауне Г. К. Честертона, долгое время был наиболее популярным, пока не появился роман Бентли Последнее дело Трента (Trent’s Last Case, 1913), представивший более детально прописанных персонажей и благородного детектива-любителя и являющий собой образец для следующей четверти столетия, которую принято считать Золотым веком детектива. В течение этого периода сформировались правила честной игры между автором и читателем, правила загадки-решения; обычно их и придерживаются; закон и порядок всегда в конце концов торжествуют, а преступление наказано. Научная и техническая экспертиза (такая, как у Р. Остина Фримена и Фримена Уиллса Крофта), тайны запертой комнаты (на которых специализировался  Джон Диксон Карр), такие необычные орудия убийства, как кинжалы из льда или натренированные пчелы-убийцы, и убийства без явных подозреваемых стали характерными для детективных романов Золотого века. Ведущими авторами стали Д. Л. Сэйерс, А. Кристи, Г. Бейли и Энтони Беркли (известный как первопроходец жанра романа преступлений под именем Фрэнсис Айлз). В 1930-х появились Марджери Аллингэм, Майкл Иннес (псевдоним Дж. И. М. Стюарта), Найо Марш и Николас Блейк (псевдоним С. Дэй-Льюиса). После Второй мировой войны американская школа жесткого детектива стала подрывать классический английский жанр, и некоторые из молодых писателей, не одобряя снобизм, ностальгию и отсутствие социальных отношений в Золотой век детектива, обратились к написанию историй о преступлениях и шпионах, к которых конфликт между справедливостью и преступлением стал рассматриваться с точки зрения обеих сторон. Такие писатели, в том числе Майкл Гилберт, Элизабет Феррарз, Г. Р. Ф. Китинг, Эллис Питерс и Ф. Д. Джеймс, сохранив верность классической формуле, в основном отказываясь от героя — частного детектива-любителя и изображения изощренных методов убийства, уделяя больше внимания реалистическому описанию обстоятельств. Экзотика давнопрошедшего времени, дальних стран или особого окружения довольно часто пускается в ход, как например, мир скачек в романах Дика Фрэнсиса. Новой разновидностью жанра становится полицейско-процессуальный роман; главный его английский представитель — Дж. Дж. Маррик (псевдоним Джона Кризи); в этом жанре сотрудники отдела полиции, конкурируя друг с другом, расследуют целый ряд преступлений.

Статья из Путеводителя по английской литературе
Под редакцией Маргарет Дрэббл и Дженни Стрингер

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе