vldmrvch.ru

Детектив в СССР

В литературу Жорж Сименон вошел как писатель-детективист. Возможно, что именно этим объясняется то пренебрежение, с которым так долго относилась к нему серьезная критика. Ведь и на Западе, и у нас детектив считается жанром если не третьего, то уже во всяком случае второго сорта. Однако если в западном литературоведении все же существует достаточно многочисленная литература как по истории, так и по теории этого жанра, то в нашем — пренебрежение к детективу до последнего времени считалось чуть ли не признаком хорошего тона.

Возможно, что корни такого пренебрежения следует искать в характеристике, данной Алексеем Максимовичем Горьким в докладе на Первом всесоюзном съезде советских писателей книгам, героями которых являются плуты, воры, убийцы и агенты уголовной полиции. Это и есть настоящая буржуазная литература, особенно ярко отражающая подлинные вкусы, интересы и практическую мораль ее потребителей. Это, безусловно, так, но не нужно упускать из виду и замечания Горького о том, что на почве этой литературы выросли таки замечательные художественные обобщения, как например, фигура Санчо Пансы, как Тиль Уленшпигель де Костера и немало других равноценных этим двум. Следует учитывать и тот факт, что со времени Первого съезда писателей возникло и выросло такое принципиально отличное по своим социально-политически и идейно-философским устремлениям явление, как советский детектив и детектив стран социализма.

Так или иначе, детективная литература существует, и ее упорное развитие, равно как и неоспоримый интерес к ней огромного и очень разнообразного контингента читателей, все же заставило отнестись  к этому жанру серьезно, о чем свидетельствует дискуссия, проходившая в Литературной газете с февраля 1971 (№7) по январь 1972 года (№3) и предоставившая слово как виднейшим советским детективистам (Аркадий Адамов, Юлиан Семенов, Аркадий Вайнер и другим), так и специалистам-литературоведам и читателям. Дискуссия эта, выявившая полнейшую теоретическую неразработанность данного вопроса в советской критике, оказалась все же плодотворной, ибо, во-первых, в процессе ее был окончательно отвергнут взгляд на детектив как на литературу чисто развлекательного характера, во-вторых, было, наконец, узаконено существование детективного жанра как специфического рода литературы со своими закономерностями и подтверждена правомерность и необходимость его обогащения социально и общественно значимым материалом, правомерность постановки в нем важных нравственных и психологических проблем.

Теперь уже отпала необходимость всерьез убеждать и доказывать, что жизненный материал в детективе отнюдь не свой, а обычный для всякого литературного произведения, поскольку детективу доступны самые широкие проблемы общественного, социального, этического и психологического порядка. Разумеется, речь идет не о дешевых кустарных поделках, призванных восхвалять и забавлять (Горький) буржуазного читателя, а о настоящих литературных произведениях, рисующих сложные человеческие судьбы и правдивые характеры, то есть отвечающие запросам литературы как человековедения. И детективный, даже криминального характера, сюжет никоим образом не может служить тому помехой. Ведь где и раскрыться полностью человеческим характерам, где и проявиться сложности человеческих судеб, как не там, где этот человек вступает в трагический конфликт со своим окружением, с установившимися и узаконенными нормами общежития, преступая закон.

Нужно ли повторять, что в буржуазном мире, а значит, и в зарубежной литературе детективного жанра, вопрос этот стоит чрезвычайно остро, что многие из современных детективных романов затрагивают важнейшие проблемы современности — социальные и политические. И речь идет в данном случае не только о романах шпионажа, приобретающих в последнее время все больший удельный вес и полностью порожденных социально-политическим климатом нашей эпохи. Речь идет о детективах уголовных и психологических, по воле или против желания авторов вскрывающих сложные общественные процессы, происходящие в мире капитализма. Не подлежит сомнению, что оценить по достоинству такие произведения можно только в свете марксистко-ленинской науки о литературе.

Прекрасной иллюстрацией всего сказанного и являются детективные романы Жоржа Сименона.

Н. Модестова

Вступительная глава из книги Комиссар Мегрэ и его автор

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе