vldmrvch.ru

Детективная модель Рекса Стаута

Американский писатель Рекс Стаут (1886-1975) дебютировал в 1929 году романом Подобно божеству. Это было серьезное, лишенное намека на сенсационность исследование человеческого характера. Затем он опубликовал еще три романа, написанных в подобном ключе. Хорошие отзывы критиков сочетались с равнодушием читательской аудитории.

В 1934 году Стаут выпускает детективный роман Острие копья. Книга имела успех, равно как и другой детектив Союз испуганных мужчин, вышедший годом позже.

Трудно сказать, кого в лице Стаута потеряла серьезная литература, но то, что детектив приобрел большого мастера, бесспорно. 3a сорок лет Стаут опубликовал более шестидесяти романов и сборников новелл. Прекрасное знание правил литературно-детективной игры, хороший слог, эрудиция создали Стауту репутацию одного из законодателей детективной моды.

Обаяние стаутовской модели определяется не только его умением придумать хороший криминальный сюжет-загадку, но и талантом воссоздать особый; с массой колоритных деталей мир, который несмотря на регулярно совершающиеся в нем преступления, есть нечто иное, как Утопия, то идеальное общество, где не только в почете мораль и здравый смысл, но и исполняются наши желания, среди которых не последнее место занимает Жажда Победы. Разумеется, победы эти мы одерживаем не сами, а через любимых персонажей, но это дает неплохой заряд энергии, укрепляет веру в себя и вообще в возможности отдельной личности, в ее умение не пасовать в сложных жизненных обстоятельствах.

 Роскошное отшельничество Ниро Вульфа

В обширной галерее Великих Сыщиков всех времен и народов почетное место занимает постоянный герой Стаута Ниро Вульф. Гениальность Вульфа не ставилась под сомнение никем — ни клиентами, обращающимися к нему за помощью, когда им ясно, что никто уже помочь им не в состоянии, ни полицейскими, ни преступниками, ни самим Великим Сыщиком. В своем тщеславии он не одинок. Так же гордились своим умением сразу видеть суть Огюст Дюпен Эдгара По, Шерлок Холмс Конан Дойла, Эркюль Пуаро Агаты Кристи, лорд Питер Уимсей Дороти Сейерс. Точно так же свысока наблюдали они за попытками посредственности осмыслить ворох фактов и понять, кто это сделал. Увы, в своем высокомерии они оказывались правы: суетные попытки заурядностей терпели крах, и требовался подлинно великий ум, чтобы расставить все по своим местам и распутать криминальный клубок.

Вульф терпеть не может работать. Лишь благодаря напору Арчи Гудвина, его помощника, секретаря, телохранителя, шофера, друга, берется он за очередное безнадежное дело и побеждает. Преступления он разгадывает не скуки ради, как Огюст Дюпен, не из научного интереса, как лорд Питер Уимсей, но потому, что ему нужны большие средства, чтобы вести тот роскошный образ жизни, к которому он привык. Его квартира в доме коричневого камня на Западной 35-ой улице с оранжереей на крыше обходится недешево, равно как и услуги несравненного повара Фрица Бреннера и садовника Теодора Хорстмана.

В отношении к своему ремеслу — приходится работать, ибо надо зарабатывать на жизнь,— Вульф не имеет ничего общего с сыщиками классического английского детектива (вспомним ту же мисс Марпл или Эркюля Пуаро, лишенных материального интереса). Он напоминает персонажей крутого детектива Хэммета и Чандлера, Те тоже занимаются своим нелегким ремеслом, потому что надо как-то обеспечить свое существование. Впрочем, читатели не очень-то верят в такие прозаические объяснения. Детектив в основе своей жанр романтический, и они сразу узнают рыцарей добра, в какие бы прозаические одежды те ни рядились. Ниро Вульф и его коллега, могут, конечно, говорить все, что угодно, придумывать разнообразные оправдания очередного выхода на арену. Но их поклонники верят: они просто не любят громких слов, не выставляют напоказ истинных мотивов деятельности — гуманных и благородных.

Ниро Вульф, гражданин технологически высокоразвитой державы, терпеть не может никаких механических приспособлений, особенно автомобилей, и крайне неохотно садится в безлошадную карету. Единственный водитель, которому он доверяет, — это Арчи Гудвин. Вульф вообще редко покидает свои апартаменты, а уж по детективным делам и вовсе никогда. Он предпочитает проводить время в уюте своей квартиры, расположение комнат и обстановка которой известны миллионам поклонников во всем мире.

Для просвещения этой армии почитателей Вульфа Э. Б Барингод выпустил в 1969 году подробное жизнеописание Вульфа, построенное на информации, содержащейся в книгах с его участием. Из них следует, что он и его брат-близнец Марко родились где-то в 1892 или 1893 году. Есть основания подозревать, что это незаконные дети самого Шерлока Холмса и певицы Ирены Адлер. В детстве семья переехала на Балканы, Ниро Вульф служил в австро-венгерской армии, участвовал в первой мировой войне, а затем переехал в США, где в 1928 году начал карьеру частного детектива.

Его распорядок дня строжайшим образом регламентирован, и Вульф ни за что не станет его ломать. Он завтракает в восемь утра в своей комнате, и пока не выпьет стакан апельсинового сока (а делает он это с чувством, с толком, с расстановкой), лучше не задавать ему никаких вопросов. Прочитав две газеты, он поднимается в персональном лифте в свою оранжерею, где с девяти до одиннадцати проводит время в обществе садовника и орхидей. То же повторяется с четырех до шести, и в эти часы никто не смеет беспокоить его пустяками. В час пятнадцать — ленч, в семь вечера — обед. Остальное время посвящено детективной работе. Начинает Вульф с изучения письменного отчета Гудвина. Если требуются дополнительные сведения, Арчи поставляет их тут же, в устной форме. Вульф сидит в своем любимом кресле и слушает.

Он прекрасно умеет держать под контролем мысли и чувства. Только Арчи знает, что творится в его душе и голове. Замечено, что если Вульф сидит с широко раскрытыми глазами, это значит: либо он очень устал, либо потерял интерес к разговору. Когда же его глаза превращаются в узкие щелочки — это верный знак того, что его интеллект работает в полную мощь. Задумываясь, он закрывает глаза и сжимает губы.

В классическом детективе Великого Сыщика нередко сопровождал верный, хотя и недалекий друг, своим простодушием выгодно оттеняющий мощь Гения. Таков был безымянный приятель Дюпена, незабвенный доктор Уотсон, капитан Гастингс при Эркюле Пуаро,

Неутомимый помощник — Арчи Гудвин

У Стаута образ Великого Сыщика как бы расщеплен на две половины. Одна — чистый интеллект — посиживает в кресле и думает. Другая же — обличье Арчи Гудвина — носится по Нью-Йорку, а если надо, выезжает и в дальние командировки. Арчи неутомимо выслеживает, выспрашивает, поставляя Интеллекту материал для гениальных умозаключений. Арчи — человек действия, не отличающийся утонченностью. Размышляющий и созерцающий Вульф и действующий Гудвин в совокупности составляют весьма серьезную боевую единицу, умело действующую и в романе Бокал шампанского (1958).

Разумеется, Арчи Гудвину не под силу было бы проделывать весь объем оперативной работы, а потому временами Вульф прибегает к помощи таких профессионалов, работающих по найму, как Саул Пензер, Фред Дэркин и другие. Эти люди вносят в камерную атмосферу интеллектуального детектива дыхание крутого детектива.

Нельзя не упомянуть и представителей конкурирующей фирмы: сержанта Перли Стеббинса, лейтенанта Роуклиффа, а главное — инспектора отдела по расследованию убийств Кремера. В полном соответствии с традициями классического детектива полицейские Стаута лишены шансов на успех. Так проигрывал Дюпену префект парижской полиции, а Шерлоку Холмсу — Лестрейд из Скотланд-Ярда. Самое большее, на что способны соперники Вульфа, — это довести до конца им начатое, задержать злоумышленников, названных Вульфом, и отправить их в тюрьму. Кремер старается изо всех сил, но ему не хватает проницательности, а стало быть, он не пара Вульфу.

Воображаемый и реальный мир Рекса Стаута

В сознании многих читателей Ниро Вульф и его создатель Рекс Стаут прочно соединились. На самом деле различий между ними куда больше, чем сходства. Оба они действительно были поклонниками изящной словесности и хорошей кухни. Вульф выращивал орхидеи, а Стаут клубнику, которая получала призы. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается. Вульф был малоподвижным толстяком, весившим седьмую часть тонны, — Стаут был раза в два легче своего персонажа, да и то после плотного обеда, и объездил полсвета. Вульф терпеть не мог политики. Стаут не раз принимал участие в различных общественных движениях и кампаниях, В начале второй мировой войны он вел пропаганду за вступление США в борьбу с нацизмом, клеймил изоляционистов. Он был президентом Гильдии авторов, председателем Детективной ассоциации, возглавлял такие общественные организации, как Друзья демократии, Союз 88 предотвращение третьей мировой войны, в 60-е годы выступал о критикой всесильного шефа ФБР Эдгара Гувера. В своих детективных произведениях Стаут избегал проблем, связанных со злобой дня. В его книгах далеко не всегда можно определить, какое тысячелетие на дворе. Но не злобой дня единой живет литература. В условном детективном мире Стаута есть понимание человеческой натуры, есть юмор, умение несколькими штрихами набросать типаж, а самое главное — есть не рекламирующий себя оптимизм. Есть уверенность, что люди в состоянии взять под контроль те темные силы, что мешают им жить достойно.

Мы привыкли считать главной, если не единственной мерой достоинства произведения искусства его способность правдиво отражать окружающую реальность, внутренний мир человека. Давать пищу для работы ума. Это прекраснейшая и почетнейшая обязанность, но то, что она существует, вовсе не означает, что развлекательная функция — удел лишь низких жанров, обращенных к примитивным натурам. Явление искусства невозможно без соединения многих функций, но если убрать развлекающую, то, возможно, не будет и искусства. Детектив даже в его лучших образцах никогда не претендовал на почетные места на литературном Олимпе. Но, несмотря на все очевидные границы его возможностей, упреки ученых знатоков в неспособности глубоко проникать, все же он в лучших своих образцах делает весьма полезное дело: позволяет своим поклонникам набираться сил и энергии, отобранных повседневными заботами, и жить дальше.

Сергей Белов

Из предисловия Мастера детектива

Об авторе
Поделитесь этой записью
1 комментарий к этой записиОтправить свой
  1. Thanks for helping out, wonderful info.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе