Поэт в поэтах первый

Кому у вас не известно имя Вольтера? Кажется, памятно оно всем. А какие его произведения читают в наше время? В основном несколько философских повестей, и среди них в первую очередь Кандида. Спору нет, Кандид по праву считается шедевром мировой литературы, и все же не слишком ли это мало, чтобы понять, почему XVIII век в Европе нередко называют веком Вольтера?

Из любого энциклопедического словаря можно узнать, что он был не только прозаиком. Поэт, драматург, историк, философ, публицист — это тоже о нем. Но когда читателю напоминают слова Пушкина: Поэт в поэтах первый, который Всех больше перечитан, всех менее томит, то читатель должен принять эти слова на веру: стихи первого поэта ему почти не известны. Да и не только стихи.

Вольтер прожил долгую жизнь (1694—1778), и работоспособность его до последних дней казалась непостижимой. Иногда цифры красноречивее слов: выпуская в свет свои крамольные произведения, Вольтер ради конспирации нередко пользовался различными псевдонимами. Его биографы насчитали их 137.

Уже на закате дней, имен в виду великое множество написанных им книг, он обронил фразу, которую потом нередко цитировали: С таким багажом до потомства не доехать. Пусть это было сказано не без доли лукавства (цену себе он знал), человек, который по праву считался одним из самых образованных людей Европы, хорошо знал и другое: далеко не все, восхищавшее современников, будет волновать и восхищать потомков; книги имеют свою судьбу, и время распоряжается ими по-своему.

Из всех литературных жанров Вольтер выше всего ставил трагедию и больше всего дорожил славою драматурга. Современники считали его первым трагическим поэтом эпохи, и история литературы полностью разделяет это мнение, называя его имя рядом с именами Корнеля и Расина.

Написанные стихами и построенные по правилам трех знаменитых единств — времени, места и действия, — его классицистские трагедии отличались сценичностью (благодаря которой актеры любили их играть) и подчас глубоко трогали зрителя. Лишь вы один умеете волновать сердца, — писал ему Даламбер, и писал вполне искренне. И в то же время театр всегда оставался для Вольтера трибуной его философской и политической мысли.

Слава драматурга пришла к нему сразу же после первой его трагедии Эдип, поставленной на сцене в 1718 году; последним его сценическим успехом была трагедия Ирина, которой рукоплескал Париж незадолго до его смерти.

Вольтер написал пятьдесят две пьесы в различных жанрах, но трагедии занимали ведущее место в его драматургии. Удивительно, что самый остроумный человек Франции не создал в жанре комедии ничего, что стало бы вровень с его трагическим театром. Всегда восхищаясь Мольером, сам он писал в духе серьезной комедии или комедии-драмы и не стал продолжателем мольеровской традиции.

Какая же судьба постигла его пьесы? В 1985 году по нашему телевидению был показан французский многосерийный телефильм, посвященный Вольтеру. Обойти молчанием в такой постановке его причастность к театру было невозможно, тем более что Вольтер, где бы ему ни приходилось жить, не мог представить свое существование без театральных подмостков, а когда его пьесы ставились на домашней сцене, выступал в роли режиссера и актера. Французские постановщики так разрешили эту задачу: был показан и домашний театр, и энтузиазм участников спектакля, и восторги публики, а на подмостках играли… Кандида. Многие ли телезрители догадывались, что инсценировка прозаического произведения была в ту эпоху просто немыслима? Видимо, авторы телевизионного сериала посчитали, что трагедии Вольтера современный массовый зритель уже не воспринимает, комедии его (тоже в основном написанные стихами) совсем не смешные и лучше уж пойти на искажение исторической правды, чем оставить зрителя равнодушным.

Иными словами, третий по своему значению трагический поэт Франции, пользовавшийся при жизни огромным успехом, не вышел за пределы своей эпохи.

Однако не всегда факты укладываются в стройную схему. В середине XIX века, когда интерес к драматургии Вольтера был уже в значительной мере утрачен, прославленная французская актриса Рашель силою своего таланта сумела возродить интерес публики к классическому репертуару. Тогда же были возвращены на сцену и несколько трагедий Вольтера. Пресса живо откликнулась на эти постановки, единодушно отметив, что их успех во многом определялся возрожденным искусством актерской декламации, без которого невозможно сценическое существование пьес, облеченных в строгую стихотворную форму. После Рашель интерес к драматургии Вольтера снова угас, и, но свидетельству историков литературы, в репертуаре удержалась только его трагедия Заира.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Виктор

    «Вчера утром, в половине одиннадцатого, останки д-ра Винцента, настоятеля Вестминстерского собора, были погребены позади памятника Джону Драйдену на закрытой церемонии»

    Ответить
  2. orenkomp.ru

    Николай Заболоцкий был намного старше названных поэтов, он был их учителем, их предтечей, о чем не раз говорил Иосиф Бродский.

    Ответить