vldmrvch.ru

Французский классический детектив

Французский классический детектив. Что, собственно говоря, это значит?

Французский? Это понятно, да и то — как сказать: один из трех представленных в сборнике авторов не француз, а бельгиец, хотя понимать как типичный, характерный, образцовый в своем роде. В самом деле, и старший по возрасту Морис Леблан (1864—1941), и его младшие современники Пьер Вери (1900—1961) и Станислас Андре Стиман (1908—1970) создали в избранном ими жанре произведения, которые по праву заняли достойное место в мировой детективной литературе.

french-classic-detective

Эта литература, как и всякая другая, имеет и свои школы, направления, традиции. Если творчество Леблана ближе к школе Эмиля Габорио, к французской трагедии XIX века (несмотря на то что, как мы увидим, приключения главного героя Леблана, Арсена Люпена, нередко оказываются связаны с конкретными событиями века нынешнего), то и Вери, и Стиман принадлежат к другому поколению, испытавшему на себе влияние английского романа, в частности творчества Агаты Кристи.

Что же касается самого понятия детективная литература, то об этом написано достаточно, и, может быть, даже слишком много; мы не станем лишний раз говорить о том, что и так известно каждому любителю такой литературы. Остановимся лишь на одном вопросе, который должен был бы задать себе тот, кто берет в руки очередное произведение детективной литературы, готовясь потратить на его чтение не один час своего драгоценного времени: что он ждет от этой книги, что хотелось бы ему найти в ней?

Конечно же, на ум прежде всего приходит мысль об отдыхе от забот и трудов повседневной жизни; следя за приключениями ловкого бандита или отважного и находчивого сыщика, мы на время переносимся в другой мир, где мы не несем никакой ответственности; развлекаясь, мы примеряем на себя самые различные роли, кроме той, далеко не всегда интересной и легкой, которую играем в реальной жизни. Литература, Дающая нам минуты заслуженного отдыха, не просто имеет право на существование: порой она бывает необходимой (если мы не злоупотребляем ею).

Несколько слов особо заслуживают произведения, приглашающие читателя принять участие в том, что происходит на их страницах: опережая героев книги, мы пытаемся разгадать загадку, вычислить преступника, тщательно автором скрываемого, не дать увлечь себя на ложный путь, право же, разве не приятно в какой-то момент сказать себе: вот где разгадка! Вот кто совершил преступление! как это я раньше не сообразил? — и порадоваться собственной догадливости и проницательности. Но, увы, как часто бывает, через несколько страниц вас подстерегает досадный сюрприз: и на этот раз вы ошиблись, попали в расставленную хитроумным писателем ловушку; и преступник не тот, о ком вы думали, и убитый, оказывается, жив, да и вообще все совсем не так…

В произведениях такого рода автор не очень заботится о естественности и правдоподобии, нагромождая одну на другую совершенно невероятные загадки и тайны, вынуждая преступника оставлять ложные следы, обманывая не столько преследующего его сыщика, сколько читателя, часто жертвуя при этом жизненной правдой. Нас это, однако, не очень огорчает; мы получили то, чего хотели: иногда ведь нужно не просто проглатывать страницу за страницей, но и размышлять, пускать в ход серое вещество мозга, как это делали и Шерлок Холмс, и юный Рультабийль в детективных романах Гастона Леру, и многие другие.

Классическим образцом такого романа являются романы Агаты Кристи с ее мисс Марпл и Эркюлем Пуаро. Искусственность их построения в большинстве случаев очевидна, что не мешает им сохранять устойчивый контингент поклонников — любителей разгадывать предлагаемые писательницей головоломки.

Наиболее серьезные читатели и из полицейского романа хотели бы извлечь определенную пользу: узнать что-то новое, проникнуть в такие бы знакомиться именно через литературу. А не на собственном опыте. Лучшие произведения этой литературы имеют большое познавательное значение, особенно тогда, когда писатель обращается к конкретным обстоятельствам реальной, а не выдуманной, искусственно конструируемой жизни. Постоянный читательский интерес, например, к творчеству Жоржа Сименона, как нам кажется, в значительной степени объясняется этим. Где только не побывали мы вместе с героями писателя: в рыбацкой деревушке на севере Франции и на курортном побережье Средиземного моря, в аристократических особняках Парижа и в негритянских кварталах какой-нибудь латиноамериканской страны, на борту океанского теплохода и за кулисами увеселительного заведения со стриптизом… Перед нами проходили люди, с которыми мы почти никогда не встречаемся в повседневной жизни: министры и международные мошенники, собиратели устриц и содержатели подозрительных меблированных планета. Даже тогда, когда действие романа не выходит за рамки существования «простых», ничем особым не выделяющихся людей, разве не интересно узнавать об их обычаях, привычках, поведении в тех или иных знакомых и нам ситуациях, узнавать, как жили, как проводили время, чем интересовались, что читали, как одевались эти люди?

Разумеется, деление детективных романов, скажем, на познавательные, развлекательные или еще какие-нибудь, весьма условно. Через романы Агаты Кристи с их зачастую совершенно неправдоподобными событиями мы знакомимся с разными сторонами жизни доброй старой Англии, а романы Сименона могут предложить читателю поломать голову над каким-нибудь загадочным преступлением.

Было бы несправедливо забыть еще одну категорию читателей, которые ищут в детективной (да только ли в детективной?) литературе возможность удовлетворения нездорового любопытства, низменных страстей и инстинктов. Сцены насилия, жестокости, секс — дешевая приманка подобных произведений, в сущности стоящих за пределами литературы.

***

Шесть мертвецов, тридцать гробов и в придачу убийство Деда Мороза — пожалуй, несколько многовато для одного сборника, но смеем заверить читателей: все это в данном случае не так уж и страшно. Существенно то, что совершаемые в романах Леблана, Вери и Стимана преступления не являются, если так можно выразиться, самоцелью: внимание читателя сосредоточивается на вопросах, загадках, возникающих по ходу динамично развивающегося действия.

***

Конечно, три романа не могут дать сколько-нибудь полного представления о творчестве Леблана, Вери и Стимана, но, смеем надеяться, знакомство с ними доставит читателю немало перечесть Женитьбу Фигаро Бомарше или откупорить бутылку шампанского. Если ничто не мешает нам обратиться к пьесе французского драматурга, то с шампанским дело обстоит сложнее, а потому не будем пренебрегать тем, что может дать нам чтение хорошего детективного романа.

В. Балахонов

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе