Французский вариант кинодетектива

Французский вариант кинодетектива, в отличие от английского, дает возможность проследить связи развлекательного кино с искусством и неискусством. Во французской массовой продукции этого жанра по сравнению с английской гораздо меньше дидактики, аналитической игры, здесь откровенно демонстрируется развлечение. Облегченность содержания идет в паре с шиком в области формы. Французский вариант, как правило, не соблюдает чистоту жанра, а, наоборот, широко пользуется арсеналом наиболее проверенных средств других жанров, особенно мелодрамы, салонной драмы. Щедро использует экзотику, секс, сенсационность. Из этого материала выстраивается пышное и пряное кинозрелище.

Эта общая характеристика требует уточнений, ибо внутри французской разновидности детективного жанра существуют свои традиции, свои характерные виды. В изобилии развлекательного кино возникают образцы, стремящиеся удовлетворить запросы и вкусы разных социальных групп. Здесь с особой очевидностью выступают три основных типичных вида.

Первый наиболее тесно связан с демократическими традициями национальной культуры. Он опирается на самые популярные формы театра, ярмарочного зрелища, литературы нравов и мелодрамы. Не скрывает своей симпатии к обыкновенным героям в их повседневном существовании и стремится вписать детективный сюжет в контекст подлинной жизни.

Второй расположен в иной системе социальных координат и предназначен для снобов. Здесь учитывается вкус рафинированного, пресыщенного зрителя, интерес которого к экрану может быть подогрет или изыском, или куском сырого мяса, то есть чем-то необычно грубым, примитивным, шокирующим. Детектив этого направления пытается взять на вооружение средства и приемы нового романа, не чурается он экзистенциальных мотивов, модных теорий одиночества, некоммуникабельности, тотального зла. Он (детектив) принимает философические позы и часто выдает духовную пустоту и безнравственность за новое слово в эволюции жанра.

Наконец, третий, наиболее многочисленный и сильный оставляют кинодетективы буржуазной массовой культуры. Здесь происходит активный процесс гибридизации, переработки и тиражирования наиболее ходовых признаков первых двух типов и, конечно же, создаются свои виды детективной массовой продукции. В 1950—1960-х годах появилась угроза полного перехода жанра из кино в телевидение. Это объяснялось склонностью детектива к многосерийности, характером его драматургического действия, интимностью участия зрителя в распутывании загадки, повышенной ролью детали, крупного плана и так далее. Сейсмограф кинопромышленности развлечения мгновенно отреагировал на это грозное явление. Оперативно были брошены все силы в контрнаступление. Нужна была такая формула детективного киноразвлечения, которая бы заставила телезрителя вновь стать кинозрителем. Так родился детектив — пышный спектакль, богато орнаментированный всеми средствами коммерческого экрана — участием звезд, богатыми декорациями, эффектными костюмами, модными шлягерами, всевозможными трюками. Кино боролось с телевидением не только с помощью Фантомасов и Анжелик, но и при активном участии их детективных родственников.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Nadia

    Keep it coming, writers, this is good stuff.

    Ответить