Интерес к полицейскому роману, возникший где-то в середине XIX века, никогда не увядал с тех пор. Постепенно он, этот роман, завоевывал все новых и новых почитателей. Французы переводили американских и английских авторов, американцы и англичане — французов, не отставали в этом увлечении и другие страны, в том числе и Россия, и особой популярностью у русских читателей прошлого века пользовались произведения Эмиля Габорио, признанного отца европейского детективного романа.

Родился Габорио в 1832 году в небольшом городке Сожоне на западе Франции. Детство его прошло в частых переездах: отца, мелкого чиновника, переводили из одной провинции в другую. Мальчику приходилось менять вместе с семьей города, ходить в новые учебные заведения, обзаводиться каждый раз новыми друзьями. Все это развило в нем коммуникабельность и наблюдательность, а кроме того, приобщило к быту и нравам французской глубинки.

После окончания военной службы Габорио, с юности мечтавший о литературной карьере, приехал в Париж Университетские занятия медициной и юриспруденцией оказались непродолжительными: ни врачом, ни юристом Габорио так и не стал, хотя некоторое время работал в нотариальной конторе. Впрочем, знания, почерпнутые им на студенческой скамье, впоследствии весьма и весьма пригодились при сочинении полицейских романов.

С конца 50-х годов Габорио целиком окунулся в журналистскую и литературную деятельность. Он сотрудничал в газетах, вел театральную и судебную хроники, писал о литературных и художественных салонах, мод его пером оживали картины жизни Франции времен Второй империи с ее блеском и нищетой.

Первые литературные опыты в стихах и прозе не принесли Габорио известности, хотя, надо сказать, довольно метко отображали нравы французского общества. И только полицейские романы Дело вдовы Леруж и Преступление в Орсивале, появившиеся почти одновременное 1866 году, привлекли внимание читателей и критики. С них, собственно, началась история французского детективного романа. Потом были Досье № 113 (1867) и Господин Лекок (1868), принесшие их автору деньги и шумный успех.

Важное достижение Габорио-романиста — создание им образов полицейских, получивших впоследствии продолжение в целой галерее сыщиков, ставших любимыми героями у читателей всего мира: Шерлок Холмс у Конан Дойла, мисс Марпл и Эркюль Пуаро у Агаты Кристи, комиссар Мегрэ у Жоржа Сименона, — все они, так сказать, наследники сыщиков, созданных Габорио. Сначала это Табаре (Дело вдовы Леруж), в последующих романах — Лекок. Он и поставлен в центр предлагаемой читателю двухчастевой книги Лекок — агент сыскной полиции.

Образ этого сыщика разработан писателем особенно тщательно. По сравнению с его незадачливыми коллегами, полицейскими и следователями, излишне хвастливыми и самоуверенными, Лекок подан в выгодном свете.

Он порой ошибается, но, проанализировав создавшуюся ситуацию в соответствии с дедуктивным методом, горячим пропагандистом которого он является, Лекок находит единственно правильное решение и выходит победителем из поединка с преступниками. Лекок наделен необходимыми для настоящего сыщика качествами. Он превосходный актер, умеющий до неузнаваемости изменить свой внешний облик, походку, голос. Его отличают необыкновенная наблюдательность, незаурядная физическая сила, умение проникнуть в психологию преступника. Все эти качества сполна проявлены молодым сыщиком в романе Лекок — агент сыскной полиции.

Начинается роман с происшествия таинственного и страшного: в кабаке Перечница убиты трое мужчин. Две женщины, присутствовавшие при кровавой драме, сумели скрыться до прихода полиции, а вот сам убийца сдался без борьбы, тут же признавшись в своем преступлении. А ведь и он мог бы легко скрыться через запасной выход, которым воспользовались женщины. Так почему же убийца отдал себя в руки правосудии? Кто он, ради чего пошел на столь жуткое злодеяние?

Лекок просит инспектора полиции доверить ему расследование столь необычного дела и получает согласие. О том, как развивались дальнейшие события, читатель узнает, прочитав эту увлекательную книгу…

Эмиль Габорио прожил короткую, но яркую творческую жизнь. Несмотря на материальное благополучие, здоровье его подтачивал непосильный литературный труд. Габорио тяжело заболел и умер в Париже в 1873 году, когда ему было всего сорок лет.

Добавить комментарий