Золотой век английского детектива

Наряду с научной фантастикой и антиутопией существенное место в иерархии литературных жанров, бытующих в английской литературе в 60-70-х годах, занимает детектив. Детектив, по общему признанию британских критиков,— жанр традиционно английский, ему отдали дань Чарлз Диккенс и Уилки Коллинз, Артур Конан Дойл и Г. К. Честертон. Детективные романы писали и такие выдающиеся мастера современной английской прозы, как Грэм Грин и Чарлз Перси Сноу.

И все же практически до последнего десятилетия к детективной литературе относились как к чему-то второстепенному, как одному из многочисленных вариантов массового искусства. Эту точку зрения формулирует Роберт Бернард, автор исследований об Агате Кристи: К популярной литературе обращаются не в поисках изысканного стиля, а затем, чтобы отдохнуть от него 1.

Однако в последние годы положение принципиально изменилось. И дело, конечно, не в резком количественном росте — каждая десятая книга, публикуемая на Западе, детектив, — а в том что авторы современных детективных романов, в том числе детективов политических, далеко ушли от задач чисто развлекательных. Объясняя необычайную популярность детективной литературы, американский критик Робин Уинкс пишет, что детективная литература — это своеобразное зеркало общества. В этом зеркале особенно ясно видно, чего данное общество страшится… 2.

Хотя жанру присущи и значительная условность, и стереотипность решений, неправдоподобие сюжетных ходов и поступков персонажей — все это не может воспрепятствовать главному — отражению социально-психологического климата общества.

Период между двумя войнами считают золотым веком английского детектива. Ситуация существенно изменилась после 1945 года. Традиционный детектив продолжает существовать, но параллельно с ним развивается так называемый полицейский роман, а также близкий к нему психологический детектив, в котором основной вопрос канонического детектива кто? заменяется вопросом почему?.

Изменения, которые претерпел традиционный детектив, имеет глубокие социальные причины: рост преступности, утрата четких моральных норм поведения в капиталистическом обществе, неизвестная ранее острота политических конфликтов.

В наименьшей степени воздействию перемен, произошедших в Англии после 1945 года, подверглось творчество Агаты Кристи (1891-1976).

За свою долгую жизнь Агата Кристи написала 68 романов, более сотни рассказов и 17 пьес, переведенных на 103 языка. Этот успех кажется феноменальным и парадоксальным, особенно вели учесть, что все критики, писавшие о творчестве Кристи, единодушно отмечали примитивность и однообразие созданных ею персонажей, сухой и невыразительный стиль.

Но именно легкая узнаваемость персонажей и оказывается одной из причин непреходящего успеха книг Кристи. Она — писательница очень английская, превосходно знающая уклад жизни обеспеченного среднего класса, к которому сама принадлежала, уклад, неминуемо уходящий в прошлое. Уклад этот был размерен, стабилен и, несмотря на иногда случавшиеся преступления, подчинялся раз и навсегда заведенному своду правил и ритуалов. В немалой степени ностальгической тоской по добрым старым временам, когда полиция была неподкупна и доброжелательна, а преступление при всей его кажущейся загадочности логично и объяснимо, что и позволяло отставному бельгийскому сыщику Эркюлю Пуаро всегда обнаруживать преступника, и потом все становилось на свои места, и объясняется популярность произведений Кристи на родине. В ее книгах неизменно обнаруживается моральный аспект — осуждение алчности, чрезмерного честолюбия и так далее.

Успех произведений Кристи за границей мотивируется еще и тем, что она, как никто другой из современных английских писателей, смогла создать стереотипные образы своих соотечественников. Ее викарии, доктора, адвокаты и отставные майоры с колониальным прошлым ведут себя как раз так, как и должны себя вести в представлении читателей-неангличан.

Немаловажно и то, что Кристи никогда не смаковала насилие и жестокость. Более того, в ее книгах порок всегда наказан, а добродетель вознаграждена. В то же время непоколебимый оптимизм Кристи своеобразно сочетается с достаточно едкой иронией, которая направлена на всех без исключения персонажей. В иронических тонах изображается и знаменитый, не знающий поражений сыщик — Эркюль Пуаро.

За малыми исключениями Агата Кристи во всех своих книгах следовала основному правилу – детектив должен дать ответ на вопрос кто?. Это правило было нарушено младшими современниками Агаты КристиДжулиан Симмонс, Филлис Уайт, публикующей свои произведения под псевдонимом П. Д. Джеймс. Анализируя отличие Джеймс от Кристи, Робин Уинкс пишет: Джеймс знает, что жизнь это не последовательность масок. A ряд исповедей. Маски тоже присутствуют, они всегда на месте, но они — второстепенны 3.

Социальные корни преступления настойчиво ищет Рут Ренделл. Авторов традиционного детектива занимала меньше всего эта проблема — преступником обычно бывал либо выскочка, либо человек просто порочный, причем отрицательные качества его натуры как бы задавались изначально. Совершенно иной подход у Ренделл: она хочет обнаружить корень зла в душе человека в тот момент, когда этот корень начинает расти.

Несколько в стороне от магистральных путей развития современного английского детектива лежит творчество Дика Фрэнсиса. Бывший жокей и знаток лошадей, он преимущественно пишет о всевозможных темных махинациях, процветающих в мире скачек. Герои Фрэнсиса в одиночку сражаются с целым полчищем негодяев. У них чаще всего нет друзей; к полиции они относятся настороженно, надеются на собственные силы, а если и получают помощь, то от случайных людей.

  1. Bernard R. A talent to deceve: an appreciation of Agatha Cristie. P. 71.
  2. Detective fiction: A collection of critical essays / Ed. By R. W. Winks. New Jersey, 1980. P. 7.
  3. Detective fiction… P. 215—216.
Оцените статью
Добавить комментарий