Золотая эпоха. 20-е годы

Золотая эпоха

До сих пор речь шла, скорее, об истории жанра, хотя такие авторы как Эдгар По, Уилки Коллинз, Артур Конан Дойл, Г.К.Честертон, Э.К.Бентли, М.Робертс Райнхарт или Гастон Леру бессмертны и постоянно читаются и переиздаются на Западе. С 20-х годов в литературу приходят уже классики собственно современной детективной литературы, которая по-прежнему полностью сохраняет соответствующий нашей с вами современности стиль, ритм, напряженность действия, социально-психологические нюансы и т.д.

АНГЛИЯ. В 20-е годы в Англии начинает писать королева детектива Агата Кристи. Ее я не характеризую, ибо обо всем говорит уже само прозвище писательницы, а ее романы давно любимы и широко известны и в России. Добавлю лишь, что лично я бы рекомендовал их еще и как душеспасительное чтение во время Поста — очень они хороши, тонки, остроумны, точны в определении и обличении греха и порока. Не Святые Отцы, конечно, но комментарий к ним.

В те же 20-е годы в Англии пишут:

Фримэн Уиллз-Крофтс (Freeman Wills Crofts) написал «The Cask» — первый великий чисто полицейский детективный роман.

Эден Филлпотс (Eden Phillpots) с его «The Grey Room».

Фрэнсис Айлз (Francis Iles), его настоящее имя George D.H.Cole, а наиболее известный роман, «Suspicion», был с успехом экранизирован Альфредом Хичкоком.

А.А.Милн (A.A.Milne), создатель Винни-Пуха, автор известного детективного романа «The Red House».

В Англии в конце 20-х и в 30-е годы вслед за Агатой Кристи в детективную литературу вступает целый полк детективных дам:

Дороти Л.Сэйерс (Dorothy L.Sayers) — вторая королева детективных романов, создавшая сыщика весьма изысканного типа, лорда Питера Уимзи. Свыше десятка романов этой писательницы, позже оставившей детективный жанр и целиком ушедшей в христианскую публицистику — отличный пример жанра, в котором действует частный сыщик-аристократ. Если А.Кристи демократична и даже народна, то Дороти Л.Сэйерс — ее элитарный вариант.

Нэйо Марш (Ngaio Marsh), новозеландка, создавшая инспектора Родерика Аллейна (на русский язык переводилось несколько ее произведений). В ее романах есть все элементы кристизма — английская уютность, ограниченный круг подозреваемых, психологизм, неожиданная развязка. Пишет она не так легко и изящно, как Кристи и Сэйерс, но всегда занимательно.

Марджори Аллингэм (Margery Allingham), создавшая Альберта Кэмпиона, автор многих гораздо более простых и массовых, но хороших и по-своему стильных детективов. Только о ее постоянном герое-сыщике — Альберте Кэмпионе — написано около 25 романов, а есть ведь и другие.

Этель Лина Уайт (Ethel Lina White). Два ее отличных напряженных романа с главными героинями-женщинами — «The Wheel Spins» и «Some Must Watch» — стали известными фильмами-триллерами Альфреда Хичкока (Леди исчезает) и Р.Сьодмака (Винтовая лестница). Неплох и ряд других ее романов.

Джозефина Тэй (Josephine Теу), шотландка, многие из романов которой имеют «историческую» подоплеку (недавно один из них был издан в России).

АМЕРИКА. В это же самое время со своими блестящими дендистскими романами в Америке выступает С.С.Ван Дайн (S.S.Van Dine, псевдоним известного журналиста и критика-искусствоведа Уилларда Хантингтона Райта) — изысканный автор серии вполне захватывающих, таинственных и достаточно страшных детективных романов, в которых действуют полицейские во главе с рафинированным нью-йоркским консультантом и частным сыщиком по имени Фило Ванс. С.С.Ван Дайн совсем неизвестен русскому читателю, а он — превосходен. Кроме того, он — автор первого всеобъемлющего свода правил детективного жанра. Одним словом, это целая глава в истории жанра, пропустить которую нельзя.

В США становится популярным Эрл Дерр Биггерс (Earl Derr Biggers), создавший образ сыщика-китайца из Гонолулу (Гавайи) по имени Чарли Чэн. В 30-е годы его приключения были много раз экранизированы, так что Чарли Чэн имеет международную известность.

Эллери Куин (Ellery Queen). В 20-х годах в США два писателя — Манфред Б.Ли и Фредерик Даннэй — создают сыщика Эллери Куина, причем и сами пишут под этим же псевдонимом. Эллери Куин очень популярен в США. Это классика жанра, нечто вроде американской смеси Агаты Кристи с Шерлоком Холмсом. Его обязательно надо переводить и издавать в больших количествах. Эти же авторы написали также 4 детективных романа под псевдонимом Барнаби Росс (с сыщиком-актером Друри Лейном).

К концу 20-х годов в США, Англии и Франции окончательно развивается принцип серийного издания детективов, сыгравший столь большую роль в дальнейшей истории развития жанра (Black Mask в США и Serie Noire во Франции).

С.С.Ван Дайн, Эллери Куин, Дороти Л.Сэйерс, Нэйо Марш, Марджори Аллингэм, Этель Лина Уайт, Джозефина Тэй либо вообще не известны в России, либо издавались там нерегулярно и спорадически (2-3 романа). Их следует издавать всемерно и широко.

Андрей Бессмертный-Анзимиров

Фрагмент эссе О детективной литературе

Оцените статью
Добавить комментарий