До сих пор речь шла, скорее, об истории жанра, хотя такие авторы как Эдгар По, Уилки Коллинз, Артур Конан Дойл, Г.К.Честертон, Э.К.Бентли, М.Робертс Райнхарт или Гастон Леру бессмертны и постоянно читаются и переиздаются на Западе. С 20-х годов в литературу приходят уже классики собственно современной детективной литературы, которая по-прежнему полностью сохраняет соответствующий нашей с вами современности стиль, ритм, напряженность действия, социально-психологические нюансы и т.д.

АНГЛИЯ. В 20-е годы в Англии начинает писать королева детектива Агата Кристи. Ее я не характеризую, ибо обо всем говорит уже само прозвище писательницы, а ее романы давно любимы и широко известны и в России. Добавлю лишь, что лично я бы рекомендовал их еще и как душеспасительное чтение во время Поста — очень они хороши, тонки, остроумны, точны в определении и обличении греха и порока. Не Святые Отцы, конечно, но комментарий к ним.

В те же 20-е годы в Англии пишут:

Фримэн Уиллз-Крофтс (Freeman Wills Crofts) написал «The Cask» — первый великий чисто полицейский детективный роман.

Эден Филлпотс (Eden Phillpots) с его «The Grey Room».

Фрэнсис Айлз (Francis Iles), его настоящее имя George D.H.Cole, а наиболее известный роман, «Suspicion», был с успехом экранизирован Альфредом Хичкоком.

А.А.Милн (A.A.Milne), создатель Винни-Пуха, автор известного детективного романа «The Red House».

В Англии в конце 20-х и в 30-е годы вслед за Агатой Кристи в детективную литературу вступает целый полк детективных дам:

Дороти Л.Сэйерс (Dorothy L.Sayers) — вторая королева детективных романов, создавшая сыщика весьма изысканного типа, лорда Питера Уимзи. Свыше десятка романов этой писательницы, позже оставившей детективный жанр и целиком ушедшей в христианскую публицистику — отличный пример жанра, в котором действует частный сыщик-аристократ. Если А.Кристи демократична и даже народна, то Дороти Л.Сэйерс — ее элитарный вариант.

Нэйо Марш (Ngaio Marsh), новозеландка, создавшая инспектора Родерика Аллейна (на русский язык переводилось несколько ее произведений). В ее романах есть все элементы кристизма — английская уютность, ограниченный круг подозреваемых, психологизм, неожиданная развязка. Пишет она не так легко и изящно, как Кристи и Сэйерс, но всегда занимательно.

Марджори Аллингэм (Margery Allingham), создавшая Альберта Кэмпиона, автор многих гораздо более простых и массовых, но хороших и по-своему стильных детективов. Только о ее постоянном герое-сыщике — Альберте Кэмпионе — написано около 25 романов, а есть ведь и другие.

Этель Лина Уайт (Ethel Lina White). Два ее отличных напряженных романа с главными героинями-женщинами — «The Wheel Spins» и «Some Must Watch» — стали известными фильмами-триллерами Альфреда Хичкока (Леди исчезает) и Р.Сьодмака (Винтовая лестница). Неплох и ряд других ее романов.

Джозефина Тэй (Josephine Теу), шотландка, многие из романов которой имеют «историческую» подоплеку (недавно один из них был издан в России).

АМЕРИКА. В это же самое время со своими блестящими дендистскими романами в Америке выступает С.С.Ван Дайн (S.S.Van Dine, псевдоним известного журналиста и критика-искусствоведа Уилларда Хантингтона Райта) — изысканный автор серии вполне захватывающих, таинственных и достаточно страшных детективных романов, в которых действуют полицейские во главе с рафинированным нью-йоркским консультантом и частным сыщиком по имени Фило Ванс. С.С.Ван Дайн совсем неизвестен русскому читателю, а он — превосходен. Кроме того, он — автор первого всеобъемлющего свода правил детективного жанра. Одним словом, это целая глава в истории жанра, пропустить которую нельзя.

В США становится популярным Эрл Дерр Биггерс (Earl Derr Biggers), создавший образ сыщика-китайца из Гонолулу (Гавайи) по имени Чарли Чэн. В 30-е годы его приключения были много раз экранизированы, так что Чарли Чэн имеет международную известность.

Эллери Куин (Ellery Queen). В 20-х годах в США два писателя — Манфред Б.Ли и Фредерик Даннэй — создают сыщика Эллери Куина, причем и сами пишут под этим же псевдонимом. Эллери Куин очень популярен в США. Это классика жанра, нечто вроде американской смеси Агаты Кристи с Шерлоком Холмсом. Его обязательно надо переводить и издавать в больших количествах. Эти же авторы написали также 4 детективных романа под псевдонимом Барнаби Росс (с сыщиком-актером Друри Лейном).

К концу 20-х годов в США, Англии и Франции окончательно развивается принцип серийного издания детективов, сыгравший столь большую роль в дальнейшей истории развития жанра (Black Mask в США и Serie Noire во Франции).

С.С.Ван Дайн, Эллери Куин, Дороти Л.Сэйерс, Нэйо Марш, Марджори Аллингэм, Этель Лина Уайт, Джозефина Тэй либо вообще не известны в России, либо издавались там нерегулярно и спорадически (2-3 романа). Их следует издавать всемерно и широко.

Андрей Бессмертный-Анзимиров

Фрагмент эссе О детективной литературе

 

Добавить комментарий