Исторический детектив Джона Диксона Карра

Исторический детектив Джона Диксона Карра

В царстве детектива, где королева Агата Кристи, премьер-министром можно считать поселившегося в Англии Джона Диксона Карра (John Dickson Carr — 1905-1977), американца по происхождению. Издавался он и под псевдонимом Картер Диксон. С юных лет он был поклонником Шерлока Холмса и великого волшебника Оза. В его писательском творчестве соединяются эти два идеала.

historical-detective-carr

В противоположность Агате Кристи с ее реализмом, точнее, требованием правдоподобия, Джон Диксон Карр всегда искал абсурда, так называемых невозможных преступлений, самых ошеломительных, поистине исключительных. Разумеется, соблюдая кодекс правил классического детектива, он никогда не прибегал к спасительной иррациональности.

Не случайно он сделался самым страстным и компетентным знатоком загадок типа запертой изнутри комнаты. В его сказках читателю важно не столько разоблачить личность преступника, сколько предугадать метод совершения убийства. Загадки Дж. Д. Карра так уникальны, что их можно сроднить разве что с изощренными ребусами американца Эллери Куина. Оба они настоящие иллюзионисты жанра.

Карьера Джона Диксона Карра началась в 1930 году с истории Бродит ночь (It Walks By Night), а самые удачные книги приходятся на довоенное и военное время. Это Три гроба (The Three Coffins, 1935; в Британии вышел под название Пустой человек (Hollow Man) или как в русском переводе Человек-призрак), Убийство сэра Эдмонда Годфри (The Murder of Sir Edmund Godfrey, 1936), Горящий двор (The Burning Court, 1937) и другие.

Бессмертна фигура сочиненного им в 1933 году детектива доктора Гидеона Фелла — врача, рассудительного естественника, героя двадцати четырех его книг. Еще двадцать два сюжета посвящены сэру Генри Мерривейлу, олицетворяющему трезвый ум и английский здравый рассудок. В тридцатые годы Джон Диксон Карр написал еще пять приключений инспектора Бенколина.

После пятидесятого года он издал десять исторических детективов. В произведении Время чертова отлива (The Witch Of The Low-Tide, 1961) он воспроизводит настроения рубежа XIX и XX веков, в Невесте из Ньюгейта (The Bride Of Newgate, 1950) и Гори, огонь! (Fire, Burn!) воссоздает Лондон XIX века, в Тайне лондонского моста уводит читателя в XVIII век, а в Дьяволе в бархате (The Devil In Velvet, 1951) и Чрезвычайно секретно (Most Secret, 1964) — в XVII. Архаизированная обстановка служит отличным фоном для его сюжетов и открывает новые возможности для игры, столь необходимой в любой детективной истории.

В Европе и Америке многие пробовали свои силы в жанре исторического детектива, среди них Агата Кристи, Эллери Куин, Миньон Г. Эберхарт, Джозефин Тей, Чарлз Э. Грей, Джон Вагнер, а в последние годы Дж. Г. Джеффри и Ричард Фолкирк. Итак, перед знаменитыми детективами раскрылись даже ворота времени, и сегодняшний читатель получает весьма причудливые впечатления, когда следует за своими любимцами в Древний Рим или Древний Египет. Сказка не знает границ.

Тибор Кестхейи
Глава из книги Анатомия детектива

Добавить комментарий