vldmrvch.ru

Современные сказки

По данным книготорговой статистики, Самым популярным — то есть читаемым — родом художественной литературы в сегодняшнем мире является криминальная проза. Криминальная проза — феномен индустриальной (и постиндустриальной) цивилизации, возникший на волне массового интереса публики к современным сказкам о разбойниках и охотниках за разбойниками.

crime fiction

Криминальная проза нашего времени много шире старого детектива: сюда входят и собственно истории о разгадке некоей тайны (убийства, кражи, исчезновения и тому подобное), и военно-политические (шпионские) боевики, и гангстерские триллеры, и ужастики, где есть криминальная подоплека… От 40 до 50 процентов американских (а равно и английских, германских, российских) читателей больше интересует, условно говоря, разгадка тайны Боскомской долины, чем семейные неурядицы Форсайтов. В эпоху, когда в художественной культуре — особенно массового потребления — баланс между древними эстетическими императивами пользы и удовольствия явно покачнулся в сторону последнего и от деятелей искусства стали требовать скорее развлечения, нежели моральной дидактики, становится ясно, почему криминальная проза лидирует в иерархии современных литературных жанров: она компенсирует обывателю душераздирающие потрясения, смертельные опасности и вообще нервотрепку по-крупному, дефицит коих благополучном и комфортном быту общества потребления очевиден.

Следуя этим нехитрым социально-психологическим доводам, можно понять, отчего столь популярны жанры crime/mystery в одной из самых, кажется, комфортных (хотя и криминальных) стран мира — Соединенных Штатах. Как и многие прочие блага современной цивилизации, криминальную прозу Америка благополучно импортировала из Старого Света: даже дедушка детектива Эдгар Аллан По (чьим именем названа самая престижная у современных американских прозаиков-криминальщиков литературная премия) учился  дедуктивно-индуктивном мышлению у Декарта и Монтеня, намеренно сделав своего сыщика Огюста Дюпена воплощением проницательного галльского ума. Со времен По древо литературной криминалистики бурно разрослось и ныне уже представляет собой ветвистое растение гигантских размеров. Впрочем, несмотря на ошеломляющее изобилие произведении еженедельно выбрасываемых на книжный рынок, криминальная проза (возможно, более, чем какой-либо иной литературный род) тяготеет к традиционным жанровым парадигмам — отсюда известная клишированность персонажей, поступков, мотивировок и даже антуража. Что, впрочем, не смущает верных почитателей, как не раздражает детей повторяемость ситуаций и событий в сказках. A криминальная литература, повторюсь, — те же современные сказки…

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе