vldmrvch.ru

Литературный молчальник

Альфред Александр Гордон Кларк (1900-1958), писавший под псевдонимом Сирил Хэйр, в смысле литературно-детективной продуктивности явно стоит особняком. Его единственный недостаток заключается в том, что он мало публикуется, — писала известная английская писательница Элизабет Бауэн. Действительно, по сравнению с Агатой Кристи и Джоном Кризи, Жоржем Сименоном и Рексом Стаутом Сирил Хэйр может и вовсе показаться литературным молчальником. Им написано менее десятка детективных романов и сборник рассказов. Вместе с тем его принадлежность к английской детективной элите очевидна, как не вызывает сомнений и то, что в его сюжетах есть нечто большее, чем детективная загадка и описание расследования с традиционной неожиданной развязкой на последних страницах.

Учился будущий писатель в одной из старейших закрытых школ Рагби, где, по его словам, сильно страдал от голода физического, но никак не духовного: знаниями питомцев Рагби потчевали усиленно, что не оказалось для них лишним. С отличием окончив Нью-Колледж Оксфордского университета, получив диплом бакалавра по истории, в дальнейшем Кларк связал свою судьбу с юриспруденцией. В 1924 году он был принят в адвокатуру, получив место в одной из престижнейших юридических контор Лондона. Работа отнимала немало сил, но Кларк выкраивал часы для литературных занятий. Некоторое время он сотрудничал в юмористическом журнале Панч, а в 30-e годы — без отрыва от основной деятельности — переключился на детективную прозу, благо юридическая практика поставляла обширный и благодатный материал для вдохновения.

Детективные рассказы и романы он подписывал псевдонимом Сирил Хэйр. Это имя он придумал, сложив части домашнего и служебного адресов — жил он в Сирил-Меншнз, а работал в Хэйр-корт.

Хэйр — продолжатель традиций классического интеллектуального детектива. Он проявлял неизменную изобретательность в разработке детективных загадок, подозрение читателя поочередно падало то на одного, то на другого персонажа, но, разумеется, в конце ему был всегда заготовлен сюрприз, заставляя сетовать на собственную читательскую недогадливость и уважительно оценивать авторскую фантазию. Впрочем, если бы этим дело и ограничивалось, репутация Хэйра вряд ли была бы столь высокой. В конце концов по части неожиданных концовок и нестандартных способов убийства нелегко было тягаться с той же Агатой Кристи, а кроме нее, с Дороти Сейерс, американцем Эрлом Стенли Гарднером и многими другими. Одной из наиболее сильных сторон Хэйра-прозаика является умение создать в высшей степени достоверный литературный эквивалент объективной реальности, по крайней мере того достаточно узкого пласта, который он знал очень неплохо. Его герои бизнесмены законники, финансисты — словом, те, кого по давней британской традиции именуют представителями высших слоев среднего класса. Персонажи Хэйра словно сошли со страниц очень добротного романа нравов. Диалог жив, изобретателен, описания проникнуты легкой, но от того не менее заметной иронией. Поступки мотивированы только психологически, но и социально, и хотя автору приходится не вмешиваться в живую жизнь для создания хитрой детективной загадки с ее последующей — естественно, неожиданной — разгадкой, проделывает он это с немалым тактом и изяществом.

При желании в книгах Хэйра можно отыскать элементы социальной критики, обнаружить столь дорогие сердцам наших блюстителей литературных приличий обличения, хотя, если говорить серьезно, Хэйр обличает пороки и изъяны, замечаемые им в британской жизни ровно в той степени, в какой это должен делать всякий порядочный гражданин. К радикалам и экстремистам, жаждущим все разрушить ДО основания, его отнести никак нельзя.

В СССР его знали исключительно как автора романа Чисто английское убийство (1949). Это и в самом деле один из главных его детективов, хотя сам писатель особенно ценил Судейскую трагедию (1942). В соответствии с классической детективной традицией Хэйр прибегает к услугам гениальных сыщиков. Блестящие аналитические способности кроются за самой ординарной внешностью инспектора Джона Маллета, здоровяка, любителя хорошо поесть, обладающего. Однако, неутомимой работоспособностью, блестящей памятью и умением появляться в нужном месте, в нужный момент. Иногда в расследовании принимает участие и пожилой юрист Френсис Петтигру, который ведет вполне обычную, но не очень насыщенную событиями жизнь, заполненную хлопотами по работе, не приносящей златых гор. Он отнюдь не стремится снискать лавры Шерлока Холмса, просто обстоятельства складываются так, что он становится детективом поневоле.

Об авторе
Поделитесь этой записью
1 комментарий к этой записиОтправить свой
  1. Find this post has solved my problem

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе