vldmrvch.ru

Психология Рут Ренделл

Рут Ренделл (Барбара Вайн — псевдоним) пользуется международной известностью как мастер детектива. Она обладательница многочисленных премий, а ее романы пользуются заслуженной популярностью среди читателей всего мира.

Psychology Ruth Rendell

У Рут Ренделл есть свой фирменный стиль, в котором написано большинство ее произведений. Здесь линии и формы зыбки и обманчивы, зло словно разлито в воздухе, опасность подстерегает за каждым углом. Главное в романах писательницы — атмосфера. Дом, комната, сад, ночная улица играют у нее не меньшую, а то и большую роль, чем люди, а в людях, ее интересуют не столько поступки, сколько настроения, воспоминания, фантазии, особенно все потаенное, тщательно скрытое от чужих глаз. Типичный для Ренделл композиционный ход — прошлое вновь оживает в настоящем, или напоминая о некогда совершенном преступлении, или порождая новые. Борьба добра и зла в ее романах представлена куда сложнее, чем у обычно. Например, в финале романа Под вуалью, построенном наиболее традиционно (проницательный полицейский инспектор ищет и находит убийцу), Ренделл применяет свой излюбленный прием: правосудие уже не в силах покарать преступника, так как зло само навлекло на себя возмездие. В Роковой инверсии, Доме с лестницей, Разговаривать с неизвестными вообще нет противостояния преступника и детектива. В первых двух романах история убийства воссоздается через воспоминания участников и свидетелей трагедии, наказание зла совершается далеко не привычной форме, а о торжестве добра можно говорить с какой-то определенность лишь применительно к Дому с лестницей.

Как правило мотивы преступлений, на взгляд Ренделл, коренятся в психологии, в том темном и болезненном, что люди так тщательно прячут от других, а то и от самих себя. Варианты разнообразны: врожденные преступные наклонности, подавленная или извращенная сексуальность, несчастное детство, утрата нравственных табу под влиянием среды; преступники-одиночки (Под вуалью, Дом с лестницей, Разговаривать с неизвестными), преступники, связанные круговой порукой (Роковая инверсия), преступники — женщины и дети (в каких романах пусть это пока останется загадкой для читателя).

Что же может противостоять злу? Ответ, который дает классический детектив (прямой герой и его союзники), для Ренделл явно не подходит: мир, изображенный ею, очень далек от ясности, рациональности, благоустроенности. Свой оптимистический ответ писательница ищет в природном начале, что парадоксально, так как именно природа и является у нее источником преступности. Однако, по логике Ренделл, самые глубокие, изначальные побуждения человеческой природы способны перебороть темное и разрушительное в ней. Могучий материнский инстинкт (Зоси — Роковая инверсия), альтруизм как врожденное свойство щедрой натуры (Козетт в Доме с лестницей) дают их носителем крепкую, несокрушимую опору, несмотря на все беды, и сообщают жизненную энергию окружающим их.

Для Рут Ренделл, в отличие от авторов классической школы, характерны открытые финалы. Это связано не только с неоднозначностью в развязке детективной интриги, но и с тем, что параллельно развиваются отношения между персонажами, лежащие вне этой интриги, и здесь с окончанием романа до развязки, как правило, еще далеко. Ренделл хвалят за умение сочетать детективную фабулу с психологическим анализом, но мнение некоторых рецензентов, будто ее романы раскрывают глубины человеческой души, — явно восторженное преувеличение. Главное у Ренделл детективная история, а психологизм придает ей занимательность и напряженность. Крен же в сторону психологизма нарушает границы жанра и возникает ощущение не глубины, а скуки (как в некоторых местах романа Разговаривать с неизвестными).

Романы Рут Ренделл дают хорошее представление о психологическом направлении в современном детективе.

В. Ряполова 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе