vldmrvch.ru

Будничные преступления Рут Ренделл

С тех пор как в 1976 году не стало Агаты Кристи, среди возможных претендентов на освободившийся трон Королевы английского детектива все чаще называлось имя Рут Ренделл.

Ruth Rendell

Рут Ренделл (в девичестве Грейзман) родилась в Лондоне в 1930 году. Окончив в 1948 году среднюю школу, она тогда же была принята в газету Экзетер экспресс энд индепендент, где проработала четыре года — сначала репортером, а затем редактором.

В свободное от журналистики время Ренделл сочиняла новеллы или романы. Плоды ее фантазии исправно возвращались назад, отказ следовал за отказом. Так продолжалось долго, пока очередная рукопись — на сей раз комедия нравов — не вызвала интерес издателя. Вместо дежурного не пойдет в ответе содержалась просьба кое-что исправить, с тем чтобы вещь можно было бы издать. Победа? Но Рут Ренделл отсылает не исправленный вариант приглянувшейся редактору комедии, а детективный роман. Он был принят к публикации в 1964 году и увидел свет под названием Дун — означает смерть.

Роман-дебют был тепло встречен английскими читателями. Годом позже он был напечатан в США и тоже понравился. От Ренделл ждали новых вещей по обе стороны Атлантики. Ее книги раскупали нарасхват, получали хвалебные отзывы знатоков, удостаивались престижных наград.

Рут Ренделл появилась на литературно-детективной арене в эпоху, когда каноны классического интеллектуального детектива подверглись решительному пересмотру. Менялась жизнь, и уютные сельские особняки благородных семейств казались чем-то вроде анахронизма. Убийства в запертой комнате и прочие сверхизощренные способы достижения преступных целей выглядели чуть ли не комично на фоне сообщений в газетных разделах криминальной хроники. Еще жила, писала, пользовалась привычной популярностью Агата Кристи, но от тех, кто пытался заявить о себе в детективном жанре, уже требовалось нечто большее, чем хитроумное убийство и длинный список подозреваемых, из которых виновато самое неожиданное лицо.

Успех книг Ренделл не в последнюю очередь объясняется тем, что она нашла формулу, удачно соединяющую традиционные детективные правила с умением рассказать кое о чем еще. В первую очередь о повседневной жизни среднего и нижнее-среднего слоев британского общества, причем правдиво воссозданная обстановка, быт, нравы у нее — не фон, но важнейшее действующее лицо.

В классическом детективе дерзкое преступление нарушало размеренно-благополучный ритм жизни. Появлялся Гениальный Сыщик, вникал в суть дела и, повергая в смущение недогадливых полицейских. Срывал с преступника личину. Эта победа над силами зла создавала у читателей впечатление, что идиллия восстановлена и ничто не мешает обществу продолжать движение по дороге здравого смысла, высоких моральных заповедей и социального прогресса.

У Ренделл преступление не столько нарушает привычное течение будней, сколько органично из него вытекает. Обыденное существование отнюдь не идиллично. Будничный круговорот — сон, еда, работа, шаблонный досуг — скорее выступает в виде наркоза, действие которого в один прекрасный день может прекратиться. Обиды, огорчения, нереализованные возможности накапливаются исподволь, оказываясь порой причиной трагедии, и пусть преступника в конце концов поймают, — мало что меняется в укладе, изображая который Ренделл проявляет зоркость, иронию и стилистическое изящество, сделавшие бы честь и тому, кто, презирая низкие жанры, пишет исключительно серьезную прозу.

Поклонники детективных загадок в духе Агаты Кристи могут упрекнуть Ренделл, что она уступает своей великой предшественнице по части непредсказуемых поворотов и неожиданных концовок. Возможно, это так, но Ренделл и не ставит своей задачей ошеломить читателя в последней главе. Для нее куда важней показать связь между повседневным существованием человека и преступлением. Именно поэтому иногда она выходит за рамки чистого детектива, где помимо преступления основное внимание уделено расследователю, ищущему виновника. Ренделл охотно прибегает к более свободной форме криминального романа, где можно подробно исследовать психологию жертвы или преступника, что классический детектив сделать не в состоянии, ибо заклание жертвы происходит обычно слишком рано, а личность преступника устанавливается слишком поздно.

Так, в романе Ренделл Роковая инверсия (1987) группа преуспевающих людей оказывается под угрозой разоблачения: когда-то давно, в юности, они вели отнюдь не респектабельный образ жизни, и на их совести две человеческие жизни. Пока полиция пытается докопаться до истины (о том, удастся это или нет, читатель, естественно, узнает, лишь дочитав книгу до конца), почтенные буржуа оказываются один на один с давней виной, что не менее мучительно, чем нахождение на вполне реальной скамье подсудимых.

Что касается чистых детективов Ренделл, то роль Великого Сыщика исполняет там старший полицейский инспектор Реджинальд Вексфорд, проживающий в городке Кингсмаркхеме в графстве Суссекс. Когда в 1964 году он дебютировал вместе со своей создательницей, ему было 52 года, затем он стал стареть — редкий случай для великих сыщиков. Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро были великими аналитиками, умело воссоздававшими целое из массы разрозненных фактов. Вексфорд хорошо владеет основами оперативно-розыскной работы, но побеждать ему помогает прекрасное знание человеческой натуры, умение поставить себя на место жертвы — или преступника. Его помощнику и соратнику инспектору Майку Вердену лет на двадцать меньше и порой не хватает этой чуткости, хотя его профессиональные детективные качества в полном порядке.

В классическом детективе герой-сыщик был человеком со стороны. Одинокий, загадочный, наделенный двумя-тремя причудами — слабостями, он существовал в мире, не испытывая воздействия его законов, не ведая душевных потрясений. И Вексфорд и Верден у Ренделл сражаются не только с преступниками. Им, как и всем прочим действующим лицам, известны тяготы будничного существования. В одном из романов умирает любимая жена Вердена. Вексфорд, близко к сердцу принимающий проблемы своих взрослых дочек, находит силы понимать и прощать, даже когда вроде бы он абсолютно прав, а они — не очень. Разумеется, детектив-человек всегда симпатичнее счетно-аналитической детективной машины, но за этим еще и скрывается деликатное напоминание Ренделл, что умение сострадать, понимать и любить — верное оружие в борьбе со злом. Порой куда более действенное, чем карающий меч правосудия.

Сергей Белов

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе