vldmrvch.ru

Соперница Агаты Кристи

Если борьба с преступностью — дело, по общему убеждению, не женское, то сочинение историй о преступлениях, как свидетельствует история мирового детектива, — как раз та область, где женщины успешно состязаются с представителями сильного пола, заставляя читательскую кровь леденеть в жилах, мурашки — бегать по коже, а волосы — вставать дыбом. Короче, позволяя миллионам с удовольствием проводить время за страшными историями и тем самым отдыхать от треволнений повседневности. Среди таких мастериц ужасного — в давние времена Анна Рэдклифф и Мэри Шелли, а в XX веке — Агата Кристи, Дороти Сейерс, Найо Марш, Рут Ренделл, Патриция Хайсмит. И, конечно же, Филис Дороти Джеймс, известная читающему миру под инициалами Ф. Д. Джеймс.

Соперница Агаты Кристи

Свой первый роман-детектив Ф. Д. Джеймс опубликовала, когда ей было за сорок, но столь позднее начало в детективистике если не правило, то уж никак не редкость. Примерно в том же возрасте начинали Эрл Стенли Гарднер, Рекс Стаут, Реймонд Чандлер, Найо Марш. Надо сказать, что Ф. Д. Джеймс довольно быстро наверстала упущенное время, быстро выдвинувшись в число ведущих представителей не только британского, но и мирового детектива, и после смерти великой Агаты Кристи вступила в негласный спор за право считаться Королевой Детектива.

Родилась Филис Дороти в 1920 году в Оксфорде, а училась в одной из школ Кембриджа. Перед самой второй мировой работала ассистентом режиссера в Кембриджском Фестивальном театре, а во время войны стала медсестрой Красного Креста. По окончании войны началась довольно долгая и плодотворная государственная карьера Джеймс. С 1949 по 1968 год она работает в системе здравоохранения, а затем более десяти лет была сотрудницей министерства внутренних дел, сначала в отделе общей полиции, а затем — криминальной.

Этот опыт естественно нашел отражение в ее детективах, действие которых происходит то в доме инвалидов, то в больницах и клиниках, то в лаборатории судебной медицины. Это заметно расширяло кругозор поклонников детективной литературы: ведь в доброй старой Англии эпохи золотого века детектива кровавые преступления сплошь и рядом совершались в загородных особняках представителей высшего и среднего классов, на некоем острове, удаленном от континента реальной жизни с ее многообразными социальными и психологическими конфликтами. Впрочем, роман-дебют Джеймс Лицо ее закройте (1962) отдает дань классической традиции загородного особняка, зато потом она осваивает области, мало изученные ее предшественниками.

Но не одной географией определялся успех книг Джеймс. Она предлагает читателям затейливо вытканные детективные полотна, где характеры и обстановка выписаны с такой подробностью и рельефностью, что многие критики сравнивали ее стиль с реалистами XIX века и даже с самим Флобером. Правда, интерес к фактуре сказывается на темпе действия, и по своему объему романы Джеймс превосходят средний детектив, вызывая нарекания поклонников стремительной фабулы. Те же, кто требует от детектива кое-что еще кроме криминальной загадки, только приветствовали подобные отступления. Если первые романы Джеймс укладываются в рамки чистого детектива, среди которых знатоки особо хвалили Тайну Найтингейла (1971), то Невинная кровь (1980) — это уже полнокровный психологический роман с криминальной подоплекой, заставивший некоторых читателей увидеть перекличку с Преступлением и наказанием и Братьями Карамазовыми Достоевского.

В детективах раннего периода Джеймс действует Адам Далглиш из Скотленд-Ярда. Этот суровый блюститель законов, поборник логики и здравого смысла в то же время умеет тонко и глубоко чувствовать. Не случайно в часы досуга он пишет стихи, может, и не гениальные, но, если верить автору, вполне неплохие. Далглиш скрывает за суровым фасадом борьбу эмоций, душевные терзания. Его жена погибла при родах, ребенка не удалось спасти, и эта трагедия, эта боль остается с ним на долгие годы. Собственно, и борьба с преступностью для него – в каком-то смысле способ хотя бы ненадолго забыть об этой боли.

Далглиш-поэт видит в окружающей реальности связи, незаметные для людей обыденного сознания, Далглиш-детектив тоже способен проникать за поверхность бытия, через видимости к сущностям, помогающим распутать очередной клубок загадок. Он убежден, что раскрыть преступление можно, если разгадать характеры тех, кто оказывается вовлечен в его орбиту. За будничной рутиной скрываются мрачные секреты, и нередко герои Джеймс идут на преступление, дабы избежать разоблачения того, что, как они зря надеялись, давно забыто и кануло в Лету.

В романе Неподходящая работа для женщины (1972) Ф. Д. Джеймс знакомит читателей с новым детективом. Молодая, добродушная, полная оптимизма Корделия Грей нежданно-негаданно получает в наследство частное детективное агентство и вскоре обнаруживает, что ее призвание и состоит в том, чтобы разгадывать преступления и выводить на чистую воду преступников.

Читатели и читательницы, весьма огорченные вдовством Далглиша и тем, что его недолгие увлечения не заканчиваются женитьбой, весьма надеялись, что в лице Грей их любимому герою наконец нашлась суженая. Они действительно порой действуют в одном романе, находясь в дружеском соперничестве, но до венца дело не доходит в 1977 году сама писательница посвятила этой проблеме эссе под названием Должен ли Адам жениться на Корделии? и решила ее отрицательно. Она заявила любителям хеппи-эндов, что хотя браки в художественной литературе и заключаются по воле творца, то есть автора, в данном случае это выглядело бы слишком дешевым трюком.

Логика писательницы здесь вполне убедительна. Детектив — литературная игра с определенным набором правил, которые надо выполнять, чтобы жанр остался жанром. Вместе с тем современный детектив уже не довольствуется одной лишь верностью канонам и необходимостью избегать всего того, что уж слишком будет напоминать будничную жизнь, от которой читатели детективов якобы мечтают хоть ненадолго сбежать в вымышленное литературное царство-государство, где все желания будут исполнены автором. Ф Д. Джеймс ведет свою литературную игру тоньше, и, хоть преступление снова и снова оказывается раскрытым, есть проблемы, решить которые, напоминает писательница, не под силу даже ей с ее почти безграничной властью в детективно-литературном пространстве.

Сергей Белов 

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе