Этот серьезный развлекательный жанр

Думаю, любители детективной литературы сначала удивятся, когда к ним в руки попадет этот том, потому что привычным источником такого рода литературы принято считать развитые капиталистические страны Запада. А африканская литература в сознании большинства читателей прежде всего связана с тематикой освобождения от колониального ига. Но стереотипность мышления всегда подводит. Литература в наши дни изменяется намного быстрее, нежели расхожие представления о ней…

Было бы явным преувеличением заявить о том, что сегодня в африканских литературах жанр детектива находится в расцвете. Однако в последние десять пятнадцать лет в литературах многих африканских стран стали появляться остросюжетные романы. Совершенно естественно, что немало книг этого типа появилось именно в Кении, которая с первых дней обретения независимости пошла по капиталистическому пути развития. И конечно же, все пороки современного капиталистического общества: организованная преступность, торговля наркотиками, коррупция на всех уровнях государственного аппарата, пренебрежение ко всем декларируемым правам и нормам — присущи и Кении.

Добившись политической независимости, эта страна, столь богатая природными ресурсами, оказалась в экономической зависимости от развитых капиталистических государств. В настоящее время в Кении действуют отделения почти 250 транснациональных компаний, управляемые из Великобритании, США, ФРГ и других стран. Британские банки осуществляют 50 процентов финансовых операций в Кении. Национальный долг страны все время увеличивается и составляет в настоящее время около 3 миллиардов долларов.

Вечный бич капитализма — безработица — особенно остро и болезненно бьет по развивающимся странам. Не является исключением и Кения, в которой, как и в других странах, продолжается процесс миграции трудоспособного населения из деревень в города, где получить работу, обеспечивающую мало-мальски сносное существование, очень сложно.

Современный кенийский детектив

О злободневных проблемах кенийского общества пишут такие видные писатели, как Нгуги Ва Тхионго и Меджа Мванги. Не могли пройти мимо них и авторы детективных романов, представленных в настоящем томе — первом африканском сборнике в серии Современный зарубежный детектив.

Произведения остросюжетного жанра привлекают читателя стремительно развивающимся действием, возможностью решить логическую задачу (кто преступник?) раньше ведущего расследование, но даже самые верные поклонники жанра иногда не задумываются, сколько правдивой и конкретной информации может дать детектив о проблемах общества.

Буквально насыщены информацией — социальной и политической — три романа кенийских авторов. Эти три романа свидетельствуют о необычайной гибкости и мобильности жанра, о некоторой размытости его границ: в строго каноническом смысле слова ни один из романов данного тома не является детективом. Быть может, наиболее ясно выражена жанровая определенность в романе Синдикат дурмана. Это — типичный криминальный роман, повествующий о нелегкой работе кенийских полицейских. Безусловно, к политическому роману приближается книга Люди из Претории. Очень напоминает американский крутой детектив Смертельное сафари.

Общее и различия

Романы Нгвено, Дучи, Саизи написаны в 70 — 80-е годы. Что роднит их? Во-первых, серьезная озабоченность писателей комплексом сложных политических и социальных проблем современной Кении.

Обратим особое внимание и на то, что центральные персонажи всех трех книг далеко не супермены, далеко не победители. Практически случайно остается в живых Кибвалеи, и, хотя многие деятели подпольного синдиката арестованы, его главарю Макгаффи удалось скрыться. И все может возвратиться на круги своя. Случайность помогает Проныре Нельсону, огромным напряжением сил выигрывает свой бой Канджа. Героям кенийского детектива свойственны колебания, сомнения в собственных силах, глубокая рефлексия, черты, в целом совершенно нетипичные для персонажа, ведущего расследование.

Сходны они и еще в одном: в последовательно отрицательном отношении к навязываемой кенийцам западной массовой культуре и вообще к вестернизации своей страны.

Вспомним, что смотрел Нельсон в кино: очередной фильм о Джеймсе Бонде других развлечений… в городе не сыщешь. Эмигрант из Южной Африки певец Шэйн в ночном клубе поет песни из фильмов о Бонде, и это считается хорошим тоном. При этом не будем забывать, что одной из основных задач Бонда было противостоять «проискам» людей с небелым цветом кожи. Одурманивание африканцев идет по самым разным направлениям: По всему городу бары натыканы, — подумал Проныра. — Вот она, поступь прогресса в Кении!

Окончивший курсы при Скотленд-Ярде, Кибвалеи общается с шефом на английский манер: Доброе утро, сэр! Слушаюсь, сэр! Пытаясь получить информацию от белого пилота, он все время чувствует, что тот не воспринимает его всерьез, и вынужден прибегнуть к невинной демагогии — сказать, что стажировался при Скотленд-Ярде. И отношение пилота меняется. Так, на каждом шагу навязывается идея западного превосходства, идея, глубоко укоренившаяся в далеком колониальном прошлом, но которую оказалось столь трудно вытравить и преодолеть.

Резко отрицательно к массированному давлению Запада на Кению относится и Канджа.

Спаивать, травить наркотиками, пичкать дешевым суррогатом культуры все средства хороши для того, чтобы отучить молодое поколение африканцев думать. В этом цели бывших хозяев и нынешней кенийской элиты полностью совпадают.

Африканский детективный роман находится пока еще в стадии развития и совершенствования. Но его авторы способны и самобытны. В детективном романе, как и во всей африканской литературе, происходит попытка создания образа положительного героя, способного противостоять тем, кто думает только о собственном благополучии. Три остросюжетных романа кенийских прозаиков показывают, сколь интересны и плодотворны эти поиски.

Г. Анджапаридзе

Из предисловия к сборнику Современный кенийский детектив

Оцените статью
Добавить комментарий