Вместе и порознь

Пьер Буало и Тома Нарсежак пишут вдвоем с 1952 года, подписывая свои книги как бы двойной фамилией: Буало-Нарсежак. За тридцать с лишним лет они опубликовали более 40 произведений и создали особый тип детективно-психологического романа, в котором острое, увлекательное детективное повествование слилось в единое органичное целое с углубленным и развернутым психологическим анализом внутреннего состояния человека, оказавшегося в беде, в ловушке, в экстремальной ситуации. Это соединение детективности и психологичности позволило выразить с особой силой трагедию личности в пагубной для нее дегуманизированной действительности капиталистического общества. Соавторы стали новаторами и психологического и детективного романа, по-своему преобразовали оба жанра и при этом задели болевую точку современности. Их книги пользуются огромным успехом у читателей, выходят большими тиражами, переиздаются в массовых сериях, переводятся на многие языки. Сегодня они уже могут рассматриваться как классики детективно-психологической прозы. На русский язык переводились некоторые из их произведений: Та, которой не стало, Инженер слишком любил цифры, Жизнь вдребезги, Белая горячка, Неприкасаемые.

В нашу книгу вошли три произведения Буало-Нарсежака, показательные для разных этапов их совместного творчества: Лица в тени (1953), Проказа (1976) и Тетя (1983). Каждое из них является характерным образцом определенного периода их многолетнего сотрудничества. Опубликованные в одной книге, они дают представление об эволюции созданного соавторами оригинального типа романа.

Но прежде чем совместно создать новый, оригинальный тип романа, будущие соавторы довольно долго работали порознь и даже не были знакомы друг с другом до сорокалетнего возраст Пьер Буало начал печататься еще в 30-е годы. Он был тогда скромным торговым служащим, а по вечерам после трудового дня упорно писал полицейские романы и новеллы и рассылал их по разным редакциям. Кое-что было напечатано и имело успех. В 1938 году за роман Отдых Вакха Пьер Буало получил Гран-при авантюрного романа (высшая тогда премия за книги у этого жанра во Франции). Тома Нарсежак в те годы писал не детективы, а диссертацию и научные труды: он готовился стать преподавателем философии. Он даже не был Тома Нарсежаком: его подлинная фамилия — Пьер Эро. После войны профессор философии в часы досуга стал сочинять, шутки ради, пародии на знаменитых авторов детективных романов. Получилось настолько профессионально, что он опубликовал их (под псевдонимом Тома Нарсежак), затем написал еще несколько иронических повестей и рассказов на детективный сюжет, а также остроумный памфлет против так называемого черного романа, пришедшего во Францию из США. За мастерское владение техникой создания детективных произведений он получил в 1948 году Гран-при авантюрного романа. Во время церемонии вручения этой награды Тома Нарсежак познакомился и подружился с Пьером Буало. Их сблизило общее недовольство состоянием детективной литературы тех лет. Они пришли к убеждению, что нужно писать иначе. Тщательно обсудив и обдумав, как это сделать, они принялись за работу. С тех пор они работают вдвоем по раз навсегда установившемуся порядку: Пьер Буало создает развернутые сценарий будущего романа и делает заготовки персонажей и хитроумных сюжетных ходов а Тома Нарсежак отливает этот материал в готовую форму. Они обсуждают окончательный вариант вместе и сдают после переделок в печать.

Буало и Нарсежак не только стали по-новому, иначе чем до них, писать детективные романы, но и изложили подробно и основательно свою творческую позицию в многочисленных интервью и статьях, а также в специальном теоретическом исследовании: Полицейский роман, издававшемся дважды в 1964 и в 1967 годах. Главный недостаток, который они видели в детективной литературе конца 40-х годов,— это ее оторванность от реальных проблем сегодняшней жизни, от того, что волнует и тревожит современного человека.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Zaboo

    Well put, sir, well put. I’ll cetrainly make note of that.

    Ответить