Некоронованный король

Вольтер

Литературное наследие Вольтера чрезвычайно разнообразно. Трагедии и комедии, героическая поэма и поэма-пародия, повести и рассказы, исторические и философские труды, диалоги и памфлеты публицистического и популяризаторского характера — все эти виды литературных произведений представлены в его творчестве, и представлены первоклассными для своего времени образцами. Вольтера нельзя миновать ни в истории драмы, ни в истории романа, ни в истории философии.

Немного найдется западноевропейских писателей, литературная деятельность которых была бы подчинена общественным целям, общественному служению в такой мере, как то было у Вольтера. Почти каждое литературное произведение Вольтера — за весьма немногими исключениями — было актом общественной борьбы. Литературное творчество в руках Вольтера впервые получило значение крупной общественной силы. Вольтер занимал в Европе своего времени положение некоронованного короля новой державы — общественного мнения. Среди его предшественников и современников — писателей XVI—XVIII веков — было немало людей исключительного дарования. Многие из них как писатели стоят выше Вольтера. Но никто до него не мог претендовать на тот исключительный авторитет, который завоевал себе Вольтер своей общественной деятельностью.

Вольтер родился в царствование Людовика XIV. Это были годы, когда французский абсолютизм по внешним признакам достиг своего апогея; и вместе с тем годы, когда в недрах общества шел уже процесс распада тех сил, которые эту политическую форму создали и поддерживали. Вольтер умер за десять лет до французской буржуазной революции, когда многие прозорливые люди уже предчувствовали приближение небывалого социального катаклизма. Время его жизни — время разложения феодально-абсолютистского порядка, время формирования новой идеологии, время идейной подготовки революции.

Новая прогрессивная идеология выковывалась в напряженной борьбе со старыми идеологическими традициями — с учением о божественном происхождении королевской власти, об исторических правах дворянства, с освящающей эти традиции католической церковью, в течение ряда столетий прочно сросшейся с феодальным обществом и с его господствующим классом. Эта борьба французских просветителей XVIII века имела громадное историческое значение. Подрывая идеологические основы старого феодально-абсолютистского порядка, буржуазная общественная мысль подготовляла ликвидацию феодализма и становление буржуазного общества. Она делала великое прогрессивное дело, она расчищала путь для движения человечества вперед. Французская буржуазия выступала в XVIII в. как представитель всего третьего сословия, под знаменем борьбы за интересы народа в целом. Это придавало исключительный размах и глубину общественной мысли XVIII в., с неповторимой для буржуазной идеологии смелостью рвавшей узы традиционных верований и предрассудков и провозглашавшей наступление царства разума, вечной справедливости и неотъемлемых прав человека. Конечно, это царство разума оказалось впоследствии идеализированным царством буржуазии (Энгельс). Тем не менее, разрабатывая основы грядущего царства разума и расчищая почву для его построения, лучшие представители французской мысли XVIII века установили ряд принципов, дальнейшее развитие и последовательное проведение которых далеко выходило за пределы классовых интересов буржуазии.

Вольтер родился в семье, принадлежавшей к третьему сословию. В семье его отца, Аруэ, были купцы, кожевники, суконщики; сам отец поднялся до положения нотариуса, имеющего весьма высокопоставленную клиентуру. Мать происходила из семьи мелких судейских служащих, лишь недавно получивших дворянство. Отец, заботясь о будущем сына, отдал его в пользовавшийся весьма высокой репутацией иезуитский коллеж Louis le Grand. Великосветские связи отца, знакомства, приобретенные в коллеже, рано проявившаяся исключительная одаренность обеспечили юному Аруэ право входа в аристократическое общество. Эта сомнительная честь демонстрировать свои таланты в великосветских салонах содействовала ранней популярности Вольтера как поэта и острослова. Но ранние лавры покупались дорогой ценой: молодому поэту, познавшему барскую любовь, пришлось вскоре познать и барский гнев. История молодых лет Вольтера — не только история успехов, но также история ряда болезненных ударов по самолюбию молодого мещанина, попавшего в среду знати и возомнившего себя ровней своим любезным хозяевам. Так как поэтический талант Вольтера уже в эти годы носил ярко выраженный сатирический характер, то о его социально-политическом воспитании проявляли заботу не только чванливые вельможи, но и правительственная власть.

После ряда мелких неприятностей в 1717 году поэта постигла крупная: он был посажен в Бастилию, где провел одиннадцать месяцев. В 1725 году один знатный прохвост, обидевшись на острословие Вольтера, приказал лакеям избить его палками. Оскорбленный Вольтер не нашел поддержки у своих знатных друзей. А правительство приняло самые решительные меры, чтобы защитить вельможу от гнева Вольтера. В 1727 году, после краткого на этот раз заточения в Бастилии, Вольтер был выслан в Англию.

Еще до высылки в Англию Вольтер познал ту истину, что во Франции можно быть или молотом, или наковальней и что он принадлежит по рождению к разряду людей, которые предназначены быть наковальней. Пребывание в Англии познакомило его непосредственно с социально-политическими порядками, совершенно не похожими на порядки Франции времени регентства. Из Англии Вольтер привез Философские письма, которые французский историк литературы Лансон назвал первой бомбой, брошенной в старый режим.

С точки зрения современной исторической науки, эти Письма, при всем их значении для своего времени, страдают явной идеализацией английской конституции.

Оцените статью
Добавить комментарий