Смерть эксперта-свидетеля

Прямой наследницей Агаты Кристи называет английская критика популярную романистку Филлис Дороти Джеймс, и не без оснований. Писательница мастерски закручивает детективную интригу, четко следуя канонической триаде: тайна — расследование — установление истины. Чаще всего преступником, как и положено, оказывается тот, на кого падало меньше всего подозрений. Действие романов Джеймс, как и Кристи, нередко разворачивается в замкнутой обстановке с ограниченным количеством действующих лиц: в небольшом частном санатории (Черная башня) или в лаборатории судебно-медицинской экспертизы, как в романе Смерть эксперта-свидетеля. Число людей, подозреваемых в преступлении, сравнительно невелико, однако у каждого из них есть свои — и довольно весомые — мотивы желать смерти главного биолога Эдвина Лорримера, так что следователю Адаму Дэлглишу приходится изрядно поломать голову, чтобы понять, как убийца проник в лабораторию.

Death of an Expert Witness

Готические отголоски видны не только в описании фона, но и буквально заимствуют ряд мотивов из произведений американского классика Эдгара Аллана По.

Читая произведения Филлис Дороти Джеймс, особенно последних лет, замечаешь, что наряду с верностью традиционному канону ее романы все больше начинают соответствовать требованиям, предъявляемым к детективу массовой литературой: разработанность интриги и закрученность сюжетных перипетий, то есть сугубая занимательность, в ущерб выверенности социальных мотивировок и психологической достоверности.

Основной поток сегодняшних английских детективных романов целиком соответствует стандарту массовой беллетристики. Занимательность и развлекательность, конечно, не последняя задача этой литературы. Но что гораздо важнее — массовая литература обладает высокой степенью, мимикрии: она умело использует острые актуальные проблемы, которые определенным образом идеологически препарирует для потребления и интегрирования массовым читателем. Распространение насилия, терроризм, рост преступности, военные перевороты, угроза уничтожения мира, ответственность ученого и роль науки в сегодняшней социально-политической жизни, неоколониализм, распространение наркотиков как одна из характерных примет жизни современного Запада — эти и многие другие злободневные проблемы становятся предметом рассмотрения и всевозможных спекуляций в сегодняшних английских детективах. Запугивая обывателя массовая литература внушает ему мысль о необходимости укрепления основ буржуазного общества. Мы рассмотрим некоторые из наиболее характерных примеров массового детектива.

Каждый новый роман Филлис Дороти Джеймс — новое свидетельство ее многогранного таланта. Детектив Смерть эксперта-свидетеля (Death of an Expert Witness, 1977) продолжает исследование этической проблематики, свойственное произведениям Джеймс 70-х годов.

Но в этом романе английская писательница, вняв просьбам критиков и читателей, удивительно внимательно подходит к проблематике смерти. В романе убит всего один человек. Минимум улик и практически нет сумасшедших героев. Впрочем, на любого из сотрудников лаборатории в какой-то момент падает тень сумасшествия и конечно подозрения.

Роман больше напоминает психологические триллеры Рут Ренделл. Первая часть романа, примерно 1/5 всей книги посвящена введению, знакомству с героями, погружению в их характеры, биографические подробности их жизни и в ряде случаев описанию быта. Заранее скажем, что основным мотивом для убийцы станут не финансы, а невыносимый характер жертвы, который буквально довел до убийства.

Как и полагается, расследование ведет Адам Дэлглиш, который долго и тщательно пытается вникнуть в конфликт, найти человека способного на убийство в коллективе, где буквально все ненавидели жертву.

Роман Филлис Дороти Джеймс богат философскими размышлениями о природе преступления и острыми замечаниями в адрес британского правосудия.

Читать книгу

Добавить комментарий