vldmrvch.ru

Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями

Писатель своенравный, склонный к парадоксам, к эпатажу общественного мнения и мрачному шутовству, в то же время моралист и просветитель, один из самых язвительных обличителей буржуазного общества, Фридрих Дюрренматт (Friedrich Dürrenmatt) неустанно предостерегает человечество о возможной вселенской катастрофе. Он все настойчивее выступает против гонки вооружений, ядерных и обычных войн. В последнее время он активно проявляет интерес не только к постановке острых социальных проблем (в чем он всегда был силен), но и к путям их решения.

Der Auftrag oder vom Beobachten des Beobachters der Beobachter

Перемены во взглядах, заявившие о себе в публицистике Дюрренматта, сказываются и в повести Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями (Der Auftrag oder vom Beobachten des Beobachters der Beobachter. Novelle in vierundzwanzig Sätzen). С одной стороны, налицо все признаки дюрренматтовской прозы: острый, почти детективный сюжет, апокалипсические видения, искусная композиция, отточенный, лапидарный язык. Всю повесть он умудрился втиснуть в 24 предложения (правда, некоторые из них растягиваются на десятки страниц). С другой стороны, в ней впервые у Дюрренматта из глубины отчаяния и безнадежности пробиваются оптимистические, Жизнелюбивые нотки. Писатель как бы подводит человека к краю пропасти, показывает, к чему может привести неразумие и равнодушие, но не повергает его, как раньше, в пучину наихудшего конца, а оставляет ему шанс на выживание.

Тон повести задает эпиграф из Или — или Кьеркегора: Куда мы идем? Что готовит нам будущее? Не знаю, не могу себе представить… Моими поступками движет следствие того, что я уже пережил. Эта жизнь абсурдна, чудовищна, невыносима. Когда Кьеркегор писал эти полные отчаяния слова, он еще не знал о тех опасностях, которые нависнут над человечеством во второй половине XX века. Он призывал к тихому созерцанию истории, к наблюдению со стороны. Дюрренматт вроде бы следует за Кьеркегором, но только до определенного рубежа. Его героиня, режиссер Ф., волею обстоятельств попадает в водоворот необъяснимых и грозных событий, оказывается на грани гибели, но в конце концов спасается благодаря активному сопротивлению силам зла, благодаря действию, а не созерцанию.

У повести детективный зачин: известный психиатр Отто фон Ламберт, автор книги о терроризме, узнает, что его недавно исчезнувшая из дома жена Тина обнаружена в далекой арабской стране мертвой, со следами жестокого насилия. Потрясенный видом изуродованного тела, спешно доставленного в Швейцарию, психиатр всю вину берет на себя: он воспринимал страдавшую приступами депрессии жену не как близкого человека, а как клинический случай, она не выдержала роли пациента под наблюдением и бежала, как оказалось, навстречу своей гибели. Мучимый раскаянием, Ламберт отказывается от уголовного расследования. Но он все же поручает кинорежиссеру Ф. отправиться на место преступления, заснять его на пленку и, по возможности, выяснить обстоятельства убийства. Режиссер, таким образом, наделяется функциями детектива-любителя — сюжетный ход, испробованный Дюрренматтом годом раньше в романе Правосудие.

Прежде чем принять не совсем обычное предложение Ламберта, кинорежиссер Ф., отягощенная собственными экзистенциальными проблемами, решает посоветоваться со своим приятелем, чудаковатым мыслителем Д. Во время их встречи Д. развивает мысли, сильно смахивающие на дюрренматтовские. Необычное предложение Ламберта он объясняет тем, что психолог потерял не просто жену, а привычный объект наблюдения — и лишился уверенности в себе. У всякого Наблюдателя есть свой наблюдатель, каждый наблюдает за каждым, философствует Д. Граждане ревниво следят за политикой государства, государство следит за своими гражданами, человек пытается уклониться от наблюдения, он не доверяет государству, а государство не доверяет ему.

В мире царит всеобщая подозрительность, слежка ведется не только за людьми, но и за природой, природа, оберегая свои тайны, сопротивляется, становится агрессивной. Учащаются естественные катастрофы — землетрясения, извержения вулканов, ураганы, наводнения. Загрязненный воздух, отравленные водоемы, умирающие леса, повышение радиоактивного фона — все это результат борьбы человека с природой, их взаимной ненависти, резонерствует философ. Депрессия, жертвой которой стала Тина, — психосоматический феномен, вызванный осознанием нелепости жизни, направленной на самоуничтожение. Человек в состоянии вынести все, кроме свободы игнорировать смысл жизни, делает вывод Д. В этом тезисе угадывается скрытая полемика с теми оппонентами Дюрренматта, которые упрекали его в приверженности абсурдизму. Я писатель гротеска, а не абсурда, абсурдного я не люблю, ибо оно лишено смысла, — настаивал Дюрренматт в интервью. Теперь эта мысль утверждается и в художественных произведениях.

Как только кинорежиссер Ф. принимает предложение Ламберта, начинается столь характерное для Дюрренматта нагромождение странных случайностей и невероятных совпадений. Перед отлетом на Восток Ф. оказывается в ателье недавно скончавшегося художника и видит портрет женщины в красном плаще, напоминающей Тину. Однако вскоре портрет бесследно исчезает. В арабской стране Ф. и ее съемочная группа попадают в атмосферу недомолвок, предостережений, угроз. Она решает возвратиться в Швейцарию, но ей не позволяют этого делать. В совершенно безлюдной гостинице в пустыне она находит смятую бумажку с цитатой из Кьеркегора, той, что приведена в эпиграфе. До нее здесь побывала датчанка в красном плаще. Ее разыскивает молодой датчанин, но вскоре погибает — автомобиль, на котором он приехал, взрывается в пустыне.

На следующий день Ф. проникает в подземное помещение с лабиринтом ходов — это укрытие, из которого журналисты и военные специалисты наблюдают за испытаниями новейшего оружия. Она встречает хромого журналиста Полифема — вечно пьяного, небритого, увешанного фотоаппаратурой и знающего все обо всем. Полифема сопровождает сумасшедший, бормочущий греческие стихи, некто Ахилл. Тина убеждается, что она в западне. Арабская страна, в которую она попала, — полигон для испытания новейшего оружия. Одноглазый Полифем (карикатура представителя буржуазной прессы) мечтает снять на пленку сенсационный материал, запечатлеть мировую катастрофу. Он рассказывает Ф. историю своего спутника — Ахилла. Это бывший профессор американского университета, специалист по греческой литературе. Во время вьетнамской войны его призвали в армию, послали бомбить Ханой; во время налета, в котором принимал участие и Полифем, самолет был подбит и оба американца ранены — Полифем в глаз и в ногу, Ахилл в голову. С тех пор сошедший с ума, одичавший Ахилл полон ненависти к людям и одержим патологической страстью к насилию. Это он изнасиловал и убил женщину в красном плаще — не Тину, оставшуюся, как выясняется, живой и невредимой в Швейцарии, а датскую актрису, которой Тина отдала свой плащ в ателье художника.

Криминалистическая загадка разрешается: убийца — бывший американский летчик, наводчик и соучастник преступления — американский журналист. Один сумасшедший, другой — утративший человеческий облик, растленный тип. Очередной жертвой намечена Ф., Полифем на вездеходе гонит ее к месту предыдущего преступления. У подножия разрушенного храма на нее набрасывается Ахилл, но женщина яростно сопротивляется, и многочисленные наблюдатели, прятавшиеся в башнях подбитых во время испытаний танков, помогают ей справиться с насильником. Ахилл и Полифем погибают, а кинорежиссер благополучно возвращается в Швейцарию. Правда, ее фильм на телевидении не принимают — боятся политических осложнений. Зато обнаруживается беглянка Тина, у них с Ламбертом рождается здоровый ребенок. У повести вопреки мрачному эпиграфу счастливый конец.

И неожиданный для поэтики Дюрренматта вывод: в полной нелепостей и опасностей жизни побеждает тот, кто пытается понять механизм насилия, обмана, манипуляции общественным мнением, заглянуть за кулисы событий, лишить их ореола таинственности и непредсказуемости, кто не боится противопоставить силам зла мужество защитника исконных человеческих ценностей.

В. Седельник 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе