Не влюбляйся под вечер

Один из устойчивых структурных элементов жанра — образ сверхпроницательного сыщика, разгадывающего все загадки. Между тем облик лейтенанта Младена Демирева, главного действующего лица романа Валентина Пламежюва Не влюбляйся под вечер, говорит о том, что перед нами персонаж с чертами комического антигероя — заурядный, нескладный, не очень удачливый человек (у которого брюки мнутся в десять раз быстрее, чем у шефа, майора Лучева). Да и профессия сыщика в наше время отнюдь не престижна: мать любимой девушки Младена (не аристократка — лаборантка на заводе) в ужасе от того, что потенциальный зять — человек из милиции. Нельзя сказать, что и сам Младен доволен профессией: В то время, как мои сверстники проектируют жилищные комплексы, составляют программы для компьютеров и прокладывают магистрали, я копаюсь в мусоре…; тем не менее он увлечен своей грязной работой и вникает не столько в улики (хотя, конечно, и в них тоже), сколько в суть человека, в его прошлое — в духе традиций Жоржа Сименона.

Демиреву поручают первое самостоятельное дело — расследование убийства 28-летней красавицы Юлии Стоевой. Подозрение сначала падает на мужа убитой. Стефан Стоев — бывший архитектор, ныне владелец предприятия по изготовлению пластмассовых игрушек. Стоев — совсем не пара красавице жене. К тому же этот бесцветный, пожилой, простоватого вида человек никак не вписывается в обстановку роскошной квартиры с ванной черного мрамора. Супруги давно договорились о разводе, у каждого своя личная жизнь. Среда преуспевающих дельцов, к которой принадлежат муж Юлии и их ближайший знакомый, реставратор икон Василев, проходящий как свидетель, явно не так уж далека от преступно го мира. Компаньон Стоева через шофера из Мюнхена левыми путями добывает из ФРГ новейший агрегат по производству игрушек. Этот же шофер — участник хорошо налаженного бизнеса — переправки за границу краденых старинных икон и других предметов искусства и контрабандного ввоза в Болгарию золота и зажигалок. Организация довольно многочисленна: здесь и профессиональный вор, и дорогостоящая проститутка Мая, и злобный, жестокий Риджи, не обремененный никакими моральными устоями, и его головорезы помощники.

В конце концов оказывается, что главарь банды не кто иной, как респектабельный аристократ реставратор Петр Василев. Он к тому же отец Риджи, выросшего в Доме ребенка и теперь мечтающего узнать, кто его папаша, чтобы отомстить за свою пропащую жизнь.

Раскрыты и обстоятельства смерти Юлии: ее убила Боянова, любовница Стоева. Мотивы убийства, как и полагается, неожиданны, хотя и беллетристически-условны. Пятнадцатилетняя дочь Стоева от первого брака Мария, трудный подросток, ненавидит мачеху и готова ее убить. Боянова, искренне привязавшись к девочке, хочет помешать ей в этом и потому сама идет на преступление. При всей надуманности ситуации личность Бояновой обрисована вполне психологически достоверно. Выросшая в семье алкоголиков, перепробовавшая все виды бизнеса — от сводничества до производства игрушек, Боянова возненавидела свою среду, а заодно и людей вроде Юлии, которым все доставалось легко. Демирев рассказывает об этой женщине с горечью и болью. Преступник, он же жертва, к которому следователь испытывает симпатию и жалость, — один из излюбленных мотивов Сименона, по-своему интерпретируется Пламеновым. Детективная интрига (достаточно искусная) порой отходит на второй план, уступая место размышлениям писателя, автора многих социально-психологических романов о проблеме воспитания и формирования личности.

И убитая Юлия, и Мария, задумавшая ее убить, и Стоев, и проститутка Мая, и даже выродок Риджи, по Пламенову, — жертвы уродливого воспитания. Красавица Юлия выросла в тепличной атмосфере всеобщего восхищения и вседозволенности и в результате оказалась ни к чему не приспособленной. Родители Май, простые крестьяне, мечтали, чтобы дочь пробилась в высшее общество. Провалившись на экзамене в вуз. Мая не долго думая стала торговать собой, а родителям посылала дорогие подарки и тешила их баснями о съемках в кино. Писатель не раз возвращается к проблеме, которую он называет комплексом болгарина: надо сделать для ребенка все. Работай, тяни из всех сил, впихни его в университет, купи ему квартиру, машину. Найди мужа. Пока в конце концов этот пятидесятилетний ребенок не отправит тебя в дом престарелых… По-своему драматична судьба Стоева, талантливого архитектора, не получившего вовремя признания. Он становится преуспевающим дельцом. Окружает себя роскошью, женится на столичной красавице, но для него, крестьянского сына, все это, в сущности, чужой мир.

Оцените статью
Добавить комментарий