С любовью насмерть, Дун

Первый детективный роман Рут Ренделл — С любовью насмерть, Дун (From Doon with Death), будущей королевы детектива, написан увлекательно и талантливо, в нем хорошо чувствуется задатки, которые позднее писательница доведет до совершенства. Хоть он и был написан ради удовольствия, в нем уже чувствуется высокий стиль, недаром начинается он с резкого выпада в адрес книжонок криминального содержания, но явно невысокого уровня: Палмер-отравитель, Дело Мадлен Смит, Три невесты-утопленницы, Нашумевшие уголовные процессы, Наиболее известные уголовные процессы Великобритании. От таких книжонок и у вполне нормального человека по спине мурашки забегают, невесть чего в голову полезет.

From Doon with Death

В своих первых детективных романах Рут Ренделл умело сочетает черты классического детектива с психологическими экскурсами в глубины человеческого поведения и психики. Она не только развлекает читателя рассказом о расследовании, построенном по классическим канонам жанра, но фокусирует свое, а следовательно и читательское внимание на социальных проблемах английского общества 60-х годов.

В нем появляется детективная пара из инспектора Реджинальда Уэксфорда (Reginald Wexford) и Майкла Бердена (Michael Burden) во всем своем великолепии. Оба героя напоминают читателям классические рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне, двух противоположностях легко дополняющих друг друга. Но герои Ренделл не копии, слепо списанные с классических образцов, они вполне самостоятельные герои со своей личной жизнью и пристрастиями. Инспектор Уэксфорд — человек в летах и его отеческий инстинкт даже по отношению к преступниками делает его более схожим с инспектором Мегрэ. А его постоянный помощник инспектор Берден впитал в себя массу иронических коннотаций свойственных детективному жанру. Глупый и доверчивый, правда трудолюбивый и справедливый, лишенный воображения, но не лишенный логики Берден свой наивностью и откровенной глупостью скрашивает резкость язвительных выпадов Уэсфорда и привносит дух традиции в произведения Ренделл.

Английский привкус роману придает не только подражание детективным традициям, но и конфликт, который Ренделл смело вводит уже в первом романе. Подобно многим другим детективщицам Рут Ренделл использует детектив как способ для откровенного разговора о наболевших проблемах. Если в позднем творчестве писательница переключается на политические темы, то первые детективы отражают социальную проблематику, противостояние, принятой в Англии, общественной сдержанности и запретного желания. В этом романе Ренделл экспериментирует с использованием параллельных линий в сюжете и исследованием психологической подоплеки преступления. Роман С любовью насмерть, Дун отражает разрыв между социальной идентичностью и гендерной тайной, погружаясь в трагический разрыв между общественным и личным.

Убита Маргарет Парсонс — неряшливая домохозяйка, жившая обыденной и скучной жизнью. Единственным исключением в этой серой будничной атмосфере становится убийство Маргарет и полка с ее книжонками криминального содержания, что никак не соответствует ее характеру и привычкам домохозяйки. Уэксфорд обращает внимание на другую книжную полку, забитую любовными романами и сборниками поэзии. На одной из книг обнаруживаются таинственная надпись-посвящение от Дун Минне и старая выцветшая фотография Маргарет с ее одноклассниками. Инспектор интуитивно догадывается, где нужно искать, и направляет расследование на поиски романтических похождений убитой, а также ее любовников, пришедших из прошлого. Каково же его удивление, когда он сталкивает с ее одноклассниками, живущими блестящей, гламурной, но еще более пустой и несчастной жизнью.

Но найти убийцу инспектору удается, лишь сломав в себе стандартные стереотипы и выйдя за рамки традиционной морали, только тогда Уэксфорду удается понять, что Дун не мужчина, а женщина. Именно это извращенное восприятие общественных норм морали многое объясняет в том наборе улик и указаний, которые накопились у инспектора. Этот шаг приводит инспектора к убийце, а также писательница показывает, как непросто выйти за пределы норм общественной морали, заложенных коллективным бессознательным. Запоздалым признанием звучит в устах Уэксфорда фраза, Я понимаю, Майк, мне и самому противно. — Если бы не было так жарко, Уэксфорд наверняка хватил бы кулаком по столу, но он только сделал свирепое лицо и сказал: — Ничего, им придется на суде все это скушать.

Добавить комментарий