vldmrvch.ru

С любовью насмерть, Дун

Первый детективный роман Рут Ренделл — С любовью насмерть, Дун (From Doon with Death), будущей королевы детектива, написан увлекательно и талантливо, в нем хорошо чувствуется задатки, которые позднее писательница доведет до совершенства. Хоть он и был написан ради удовольствия, в нем уже чувствуется высокий стиль, недаром начинается он с резкого выпада в адрес книжонок криминального содержания, но явно невысокого уровня: Палмер-отравитель, Дело Мадлен Смит, Три невесты-утопленницы, Нашумевшие уголовные процессы, Наиболее известные уголовные процессы Великобритании. От таких книжонок и у вполне нормального человека по спине мурашки забегают, невесть чего в голову полезет.

From Doon with Death

В своих первых детективных романах Рут Ренделл умело сочетает черты классического детектива с психологическими экскурсами в глубины человеческого поведения и психики. Она не только развлекает читателя рассказом о расследовании, построенном по классическим канонам жанра, но фокусирует свое, а следовательно и читательское внимание на социальных проблемах английского общества 60-х годов.

В нем появляется детективная пара из инспектора Реджинальда Уэксфорда (Reginald Wexford) и Майкла Бердена (Michael Burden) во всем своем великолепии. Оба героя напоминают читателям классические рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне, двух противоположностях легко дополняющих друг друга. Но герои Ренделл не копии, слепо списанные с классических образцов, они вполне самостоятельные герои со своей личной жизнью и пристрастиями. Инспектор Уэксфорд — человек в летах и его отеческий инстинкт даже по отношению к преступниками делает его более схожим с инспектором Мегрэ. А его постоянный помощник инспектор Берден впитал в себя массу иронических коннотаций свойственных детективному жанру. Глупый и доверчивый, правда трудолюбивый и справедливый, лишенный воображения, но не лишенный логики Берден свой наивностью и откровенной глупостью скрашивает резкость язвительных выпадов Уэсфорда и привносит дух традиции в произведения Ренделл.

Английский привкус роману придает не только подражание детективным традициям, но и конфликт, который Ренделл смело вводит уже в первом романе. Подобно многим другим детективщицам Рут Ренделл использует детектив как способ для откровенного разговора о наболевших проблемах. Если в позднем творчестве писательница переключается на политические темы, то первые детективы отражают социальную проблематику, противостояние, принятой в Англии, общественной сдержанности и запретного желания. В этом романе Ренделл экспериментирует с использованием параллельных линий в сюжете и исследованием психологической подоплеки преступления. Роман С любовью насмерть, Дун отражает разрыв между социальной идентичностью и гендерной тайной, погружаясь в трагический разрыв между общественным и личным.

Убита Маргарет Парсонс — неряшливая домохозяйка, жившая обыденной и скучной жизнью. Единственным исключением в этой серой будничной атмосфере становится убийство Маргарет и полка с ее книжонками криминального содержания, что никак не соответствует ее характеру и привычкам домохозяйки. Уэксфорд обращает внимание на другую книжную полку, забитую любовными романами и сборниками поэзии. На одной из книг обнаруживаются таинственная надпись-посвящение от Дун Минне и старая выцветшая фотография Маргарет с ее одноклассниками. Инспектор интуитивно догадывается, где нужно искать, и направляет расследование на поиски романтических похождений убитой, а также ее любовников, пришедших из прошлого. Каково же его удивление, когда он сталкивает с ее одноклассниками, живущими блестящей, гламурной, но еще более пустой и несчастной жизнью.

Но найти убийцу инспектору удается, лишь сломав в себе стандартные стереотипы и выйдя за рамки традиционной морали, только тогда Уэксфорду удается понять, что Дун не мужчина, а женщина. Именно это извращенное восприятие общественных норм морали многое объясняет в том наборе улик и указаний, которые накопились у инспектора. Этот шаг приводит инспектора к убийце, а также писательница показывает, как непросто выйти за пределы норм общественной морали, заложенных коллективным бессознательным. Запоздалым признанием звучит в устах Уэксфорда фраза, Я понимаю, Майк, мне и самому противно. — Если бы не было так жарко, Уэксфорд наверняка хватил бы кулаком по столу, но он только сделал свирепое лицо и сказал: — Ничего, им придется на суде все это скушать.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе