Ковер-самолет царя Соломона

Многие из детективных романов английской писательницы Рут Ренделл имеют очень многозначительные названия. Например, один из романов имеет название больше соответствующее восточной сказке (Ковер-самолет царя Соломона — King Solomon’s Carpet), но история скрытая под этим названием более прозаична.

Ковер-самолет царя Соломона

Под ковром-самолетом подразумевается метро: именно так, романтически, воспринимает подземку один из персонажей книги, Джарвис Стрингер (он пишет историю лондонского метро — отрывки из нее перемежают повествование). Джарвис — не единственный среди действующих лиц этой истории, кто сосредоточен на одной страсти. Для Тома и Алисы главное в жизни — музыка, для Джеда — его охотничий сокол, для Акселя — ненависть к метро (причины которой читатель понимает только в концу повествования). Так или иначе, судьбы всех, кто выведен в романе, связаны с лондонским метрополитеном; к этой книге Ренделл особенно применимо понятие места действия как главного персонажа (о чем писали английские рецензенты). Роману предпослано посвящение: Мужчинам и женщинам, работающим в лондонском метро и музицирующим в его туннелях. Среди действующих лиц романа нет работников подземки (что восполняется присутствием такого персонажа, как Джарвис), зато несколько человек — члены музыкальной группы, зарабатывающей на жизнь игрой в вестибюлях и переходах метро. В их числе и те, кто находится в центре основной детективной интриги: Том и Алиса. Они оказываются вовлеченными в драматические события благодаря все той же лондонской подземке: именно там маленький кузен Джарвиса случайно знакомится с таинственным Акселем, который затем поселяется в доме Джарвиса, рядом с Томом и Алисой, — обстоятельство, сыгравшее роковую роль в их жизни. Но судьба самого Акселя также подчинена злому року и также связана с метро, хотя это выясняется постепенно, по мере раскрытия для читателя тайны Акселя — в чем и состоит основная сюжетная линия, приводящая к эффектной и страшной концовке.

Соприкосновение с лондонской подземкой имеет драматические последствия и для многих других людей, чьи истории рассказаны в Ковре-самолете. Метро предстает здесь как особый мир, притягательный, таинственный и опасный. (Чтобы успокоить впечатлительных, романистка в своих документальных врезках дает вполне благополучную картину истинного положения дел в лондонском метрополитене). Но атмосфера тревоги разлита по всему роману, она сопровождает героев и на улицах Лондона, и в их жилищах. Книге Ренделл подошло бы и другое название (которое некогда придумал для одного из своих романов Эдгар Уоллес) — Мрачные глаза Лондона. Мрачность городского пейзажа в романе — эманация внутреннего мира его героев, дисгармоничного и смятенного; даже привязанности и увлечения большинства персонажей несут на себе отпечаток болезненности. Патологический мир, создаваемый ею, производит сильнейшее впечатление: ощущаешь реальную угрозу всему, что нормально, — писала о романе Ренделл-Вайн рецензент Санди таймс Пенни Перрик.

Произведения Рут Ренделл одинаково сильны в городском и в сельском пейзаже. Туннели, переходы и шахты лондонского метро изображены так, что это остается в памяти читателя и после того, как отдельные персонажи и перипетии сюжета уже забыты. Особенно выразителен портрет Лондона; здесь писательницей обжит буквально каждый уголок, в который они приводят своих героев. Конечно, современным английским писателям, создающим образ Лондона, есть на что опереться и не случайно лучшие страницы романов Ренделл рождают ассоциации с лондонскими пейзажами Диккенса, Грэма Грина, Айрис Мердок…

В этом романе любители детектива найдут большое разнообразие, при соблюдении главного условия — занимательности сюжета. Интрига здесь закручивается вокруг расследования профессиональных сыщиков, а неожиданным осложнением являются действия мстителей за смерть близких. Как обычно в ее действие разворачивается в более-менее однородной социальной среде, где судьба неожиданно и драматически сводит людей, относящихся к совершенно разным слоям общества. Наконец, в романе существует любовная интрига. Словом Ковер-самолет царя Соломона — это один из лучших романов Рут Ренделл и удовлетворит не только интеллектуалов, но и простых читателей интересующихся только развитием сюжета.

 

Добавить комментарий