Поцелуй дочери канонира

Английская писательница Рут Ренделл (пишущая также под псевдонимом Барбара Вайн) — признанный мастер современного психологического детектива. В ее произведениях очень важна атмосфера; то или иное место действия становится едва ли не главным персонажем повествования. Действие многих романов из серии об инспекторе Уэсфорде разворачивается в воображаемом городе Кингсмаркхэме (Kingsmarkham), где-то в Суссексе. Кингсмаркэм служит постоянным напоминанием о пасторальной мечте, бытующей в английской культуре. Но в отличие от Мэри Мид в котором живет мисс Марпл, описанная Агатой Кристи, Кингсмаркэм представляет собой не застывший пласт ушедшей эпохи, а микрокосм в динамике, отражающей процессы, происходящие в любом современном городе — расползающиеся пригороды, высокий ритм жизни в центре, или влияние современной культуры на архитектуру и оформление. Ренделл описывает и дешевые рабочие районы, и загородные дома местной элиты. Описание города настраивает читателя на атмосферу романа, показывая насколько тесна связь между физическими и психологическими сторонами жизни. Так в романе Поцелуй дочери канонира Рут Ренделл показывает, как убийство срывает попытку восстановить семейные угодья и семейную историю.

Название романа Ренделл Поцелуй дочери канонира (Kissing the Gunner’s Daughter, 1992; в русском переводе также Бестия) — идиома, означающая подвергаться порке (в былые времена провинившихся матросов секли, привязав к стволу пушки — дочери канонира, на морском жаргоне). Это выражение — важная, хотя и косвенная, подсказка читателю: к концу романа выясняется, что здесь важен буквальный, а не переносный смысл (канониром прозвали отца Дэзи Флори, юной героини). В начале происходят два кровавых события, вроде бы не связанные друг с другом, но на самом деле представляющие собой двойную завязку.

Первый эпизод — ограбление банка и убийство полицейского. Второе преступление — налет на загородный дом Ганкред-хаус; в живых остается только Дэзи, а остальные члены семьи погибают. Главный инспектор Уэксфорд (постоянный персонаж Ренделл) ведет расследование, в ходе которого сталкивается со многими загадками, прямо или косвенно связанными с происшедшими трагедиями; как и положено в классическом детективе, большинству персонажей есть что скрывать, хотя они и невиновны в убийствах. Параллельно развивается драматическая сюжетная линия, связанная с самим инспектором: его дочь влюбилась в человека (глубоко антипатичного отцу), который может сломать ей жизнь. Происходят новые убийства, сюжет все больше запутывается — и затем, в самом финале, получает неожиданную развязку (семейная драма инспектора Уэксфорда также разрешается, причем довольно благополучно). Искусно построенная и напряженная интрига романа разворачивается в основном вокруг Танкред-хауса, в том числе и в лесу, который прилегает к усадьбе и словно окутывает все происходящее зловещей и таинственной атмосферой.

Рут Ренделл мастерски нагнетает напряженную атмосферу и создает невыносимое противоречие, заставляющее читателя сопереживать героям, бояться и с нетерпением читать роман дальше. Английская писательница великолепно сливает в романе принципы классического и психологического детектива, не оставляя читателю времени на раздумья ведет сюжет к развязке.

Оцените статью
Добавить комментарий