vldmrvch.ru

Последний трюк каскадера

Буало-Нарсежак сознательно строят книгу на обыгрывании составляющих ее традиционных элементов в детективном романе Последний трюк каскадера (La dermiere cascade, 1985, серия Холодный пот): жанр находит новые ресурсы для развития в самопародии.

la-dermiere-cascade

На первых же страницах, подробно описывающих убийство, замаскированное под самоубийство, бросаются в глаза ключевые слова: идеальное преступление и театр. Авторы преподносят нам события как спектакль — замысел, репетиции, премьера, реакция зрителей. Повествование ведется от лица режиссера (за исключением кусков, написанных им в третьем лице) — молодого каскадера Ришара Монтано, ставшего инвалидом: после автомобильной катастрофы у него отнялись ноги. Виновник автокатастрофы, богатый промышленник Фроман, женился на его единокровной сестре Изе — тоже циркачке и каскадерше. Юноша, потерявший все, решает отомстить за себя, а заодно и разбогатеть: сестра унаследует часть состояния. Поскольку он может передвигаться только на костылях, ему нужен сообщник, сестра же должна остаться вне подозрений. Подружившись с кузеном Фромана, Марселем — боязливым маменькиным сынком, Ришар разогревает его воображение рассказами о своих смертельных номерах, убеждает, что Иза к нем неравнодушна. В итоге всю жизнь завидовавший своему кузену Марсель твердо решает занять его место.

И вот, однажды вечером, отослав Изу в гости, сообщники подстерегают Фромана в гараже (Марсель обеспечил себе алиби, купив заранее билет в кино, Ришар убивает его из его собственного револьвера, потом труп на инвалидной коляске перевозят в гостиную. Марсель набирает номер телефона доверия и от имени кузена разыгрывает сцену самоубийства с финальным выстрелом. У полицейского комиссара Дрё эта инсценировка особых подозрений не вызывает, в тем более что начальство убеждает его побыстрее закрыть дело — на носу парламентские выборы. О правде догадывается лишь старая мать Марселя, ненавидя: чужаков-циркачей, но у нее нет доказательств.

После гибели врага Ришар начинает скучать — лишь ненависть придавала смысл его существованию. К тому же Марсель всерьез вознамерился жениться на Изе, а это для него нож острый. И он придумывает свой последний трюк — избавиться от соперника с его же помощью. Вырезая слова из газеты, они составляют анонимные письма с угрозами, якобы обращенными к Фроману, и Марсель предъявляет их комиссару, присовокупив, что теперь и ему, хозяину семейных предприятий, угрожают по телефону. Ришар убедил его, что только опасность придаст столь необходимый ему ореол мужественности и позволит завоевать сердце Изы. Второй этап плана — каскадер, сидя в инвалидной коляске, с шумом ломает дверь, инсценируя нападение, а Марсель звонит в полицию с просьбой о помощи. Как и было предусмотрено, Ришар стреляет из своего револьвера — но не в воздух, как договаривались, а в Марселя — и скрывается в своем флигеле: спал, мол, ничего не слышал. Но теперь уже комиссар не верит ему. Экспертиза показала, что материалом для подметных писем послужили газеты, вышедшие уже после смерти Фромана. Провал второго (по сути, бесполезного) преступления раскрывает загадку первого – Ришар вынужден сознаться.

Как мы видим, большинство опорных элементов конструкции в Трупопроизводителе и Последнем трюке каскадера совпадают (речь, конечно, идет о типологическом сходстве, а не заимствовании или подражании). События описываются с зрения преступника, по условиям игры стоящего вне подозрений (одного после аварии считают умершим, другой парализован). Повторяются мотивировки (ревность, самоутверждение), оружие, место убийства. Оба романа строятся как поединок промышленника и юноши, причем центральное событие дублируется. И в обоих случаях после того, как герой попадает в собственную ловушку, следует второй финал, отстраняющий основное повествование.

В заключительной главе выясняется, что автор Последнего трюка каскадера парализованный от рождения юноша (после его смерти сестра принесла рукопись в издательство). Вся история каскадера-супермена — жалкие грезы инвалида реализация подростковых фантазмов и комплексов. Потому-то в детективе много несуразностей и накладок (часть из них указывает директор издательства Буало-Нарсежак не постеснялись свалить всю вину на своего неопытного героя-повествователя), так много штампов, литературных заимствований. Неожиданным финалом авторы вынуждают читателя вновь мысленно перелистать книгу чтобы понять, что он прочел пародию (выступающую здесь как инструмент анализа и своего собственного произведения, и законов жанра).

Проблему обновления французского детектива путем скрещения его с традицией авантюрных романов Буало-Нарсежак начали решать еще в 1970-х годах в двух продолжающихся до сих пор циклах романов. Героем первого выбран джентльмен-грабитель Арсен Люпен, придуманный в начале века Морисом Лебланом, этот уже почти мифологический персонаж, воплощение французского национального характера. Буало-Нарсежак очень тонко воспроизводят (и соответственно обнажают) стилистическую манеру, приемы повествования своего предшественника (их романы, по сути, серьезные филологические исследования), но подчиняют их законам собственно детективного мира. То же самое происходит и в другом цикле, детективах для подростков (от 10 лет), где тайны распутывает мальчишка по прозвищу Безкозыря.

В контексте этих романов становится понятным обращение Буало-Нарсежака к юному герою-автору, усиление литературной игры, которая в принципе свойственна их творчеству. Восприятие любой их книги на полном серьезе обедняет ее: чем страшнее происходящее, тем сильнее внутренняя ирония (не случайно еще в 1965 году соавторы получили Премию черного юмора). Пародийные, комические элементы позволяют обновить, увидеть в ином ракурсе обветшавшую сюжетную схему. На этом держится юмористический детектив (оксюморонное определение, давно уже ставшее традиционным). Его ведущий представитель во Франции — Шарль Эксбрая — делает своим главным героем комического простака, едва ли не клоуна (иногда под его маской скрывается суперпрофессионал), который, попадая в традиционные детективные ситуации, как бы отказывается верить в преступников, в их злодеяния, отвергает их логику поведения и именно потому побеждает.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе