Полицейский и философы

Детективный роман Полицейский и философы (буквально он переводится как Пещера философов (L’antro dei filosofi)), не может не вызвать изумления даже у больших знатоков этого жанра. Он написан по-итальянски автором-украинцем и посвящен американской жизни. Его создатель — крупный мастер детективного жанра Джорджо Щербаненко (1911—1969) родился в Киеве. Мать его была итальянка, а отец — украинец, преподаватель древнегреческого и латыни в одной из киевских гимназий. Мальчика звали Владимиром. Джорджо — его второе имя, которое он и вынес на обложку своих книг, чтобы его не считали иностранцем в Италии, куда итальянка-мать привезла его еще до 1917 года. Отец должен был приехать к ним, но так и не появился, в 1921 году, взяв с собой маленького сына, мать будущего писателя посетила Киев и узнала, что ее муж арестован и расстрелян. Вернувшись в Италию, она тяжело заболела от горя и практически несколько лет провела в больнице.

Владимир-Джорджо Щербаненко не смог окончить даже начальную школу. С детских лет он был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, сменил множество профессий, освоив несколько специальностей. Но с юных лет он тянулся к книгам, к творчеству. Талантливый самоучка стал писать стихи и рассказы.

Однажды один из его рассказов прочитал и опубликовал в своем журнале известный итальянский издатель и киносценарист Чезаре Дзаваттини, который принял живое участие в судьбе юноши. Он взял его на работу к себе в редакцию. Однако Щербаненко, познавший много трудностей в безрадостные детские и молодые годы, до конца дней ощущал себя чужим в интеллектуально-буржуазной среде, куда его ввел покровитель.

Работая в редакции, Щербаненко начинает писать романы. Поначалу мелодраматические, любовные. Позже он выпускает несколько детективных романов. Они-то и принесли ему известность, имели большой успех, переводились на иностранные языки. Особенно популярной стала серия романов, объединенная центральным персонажем Дуком Ламберти (Duca Lamberti), врачом по профессии, сыщиком по призванию. Наиболее известны из них: Венера в частном порядке (Venere privata, 1966); Предатели по призванию (Traditori di tutti, 1968) — переведен на русский язык в 1991 году; Юные садисты (I ragazzi del massacro, 1969); Миланцы убивают в субботу (I milanesi ammazzano al sabato, 1970), изданный посмертно.

Большинство книг Щербаненко — типичные триллеры, основанные на итальянской криминальной реальности. В них потоками льется кровь, совершается множество убийств, происходят в изобилии драки, перестрелки, автомобильные катастрофы и тому подобное. Автор передает ощущение ужаса жизни в безнравственном, жестоком мире, которому противостоят отдельные честные и мужественные люди типа Дука Ламберти. Щербаненко хорошо удается чисто детективная сторона повествования — таинственность, неожиданные повороты событий, умелое и блистательное расследование: его романы очень увлекательно написаны и дают непредвзятое представление об Италии 60-х годов.

Роман, включенный в наш сборник, совершенно не похож на серию триллеров с Дуком Ламберти. Полицейский и философы — яркое свидетельство высокого художественного мастерства писателя, способного писать в разной манере.

По-видимому, автор посещал США, и его поразило распространенное там религиозное сектантство и особое, фанатичное пуританство, что явилось своеобразной реакцией на разгул безнравственности и порока в определенных слоях американского общества. У писателя явно вызвали протест безжалостные утверждения этих новоявленных пуритан о том, что во имя справедливости можно применять жестокость и вообще любые средства, в том числе и несправедливые.

Щербаненко написал свой роман как своеобразный сатирический памфлет, направленный на разоблачение этой сознательной бесчеловечности. Детективный сюжет в данном контексте использован как эффективное средство обличения ханжеского пуританства. Автор понимал, что поразивший его феномен является в какой-то степени архаичным, имеет глубокие корни в прошлом, и прибегает к старомодному стилю повествования. Многое в романе напоминает атмосферу романов Диккенса.

Бостонское семейство Стивов как будто сошло со страниц великого английского реалиста, который неоднократно выводил злых и безжалостных людей, прикрывавших свою жестокость фразами о борьбе за справедливость, о защите морали. Достаточно вспомнить хотя бы Мэрдстона — отчима Дэвида Копперфилда и его злобную сестру, которые мучили маленького Дэвида якобы для его же блага. Подобно персонажам этого диккенсовского произведения, которое, кстати сказать упоминается в романе Щербаненко, столь же гротескно изображены отец, братья и сестра Стивы. Эти неприятные, отвратительные люди доводят до абсурда, до полной нелепости требование жить скромно, добродетельно, строго соблюдать нравственные принципы и нормы жизни. Они, не будучи особенно бедными, живут в грязном, запущенном жилище, плохо, как попало одеваются, скудно питаются, а один из них отказывается от положенной ему по должности зарплаты. Верхом их показного пуританства стали ежевечерние покаяния в грехах, совершенных за день. Все, что они делают, выглядит напускным, утрированным, фальшивым, поскольку по своей природе — это злобные, ожесточенные, порочные люди. Можно быть самым строгим моралистом и не жить в добре, — справедливо говорит о них простая женщина, портниха, способная различать ауру каждого человека, то есть чувствовать, плохой он или хороший.

Этим особым даром понимания людей обладает и герой романа инспектор полиции города Бостона — Артур Йеллинг (Arthur Jelling). Раскрывая тайну преступления, он обнажает подлинную сущность этих ложных ревнителей добра и высокой морали.

Артур Йеллинг очень похож на диккенсовских клерков: он застенчив, деликатен, производит впечатление робкого же слабого человека (например, падает в обморок в морге при виде трупа убитой молодой женщины). Но у него есть прочное, не поддающееся внешним воздействиям человеческое ядро, которое позволяет ему быть упорным и мужественным, бороться против бесчеловечности и жестокости и одерживать победу.

Писатель наделяет своего героя особыми талантами Великих Детективов. Подобно отцу Брауну Честертона или сименоновскому комиссару Мегрэ, Артур Йеллинг основываем свое детективное расследование на психологической характеристике подозреваемых лиц. Логический и психологический анализ, сопоставления и раздумья (а не слежка, не поиск следов или отпечатков, не перестрелка, не погоня и тому подобное) определяют методику детектива, который работает по старинке, как будто методику детектива, который работает по старинке, как будто решает шахматную задачу.

Воспроизведя старую, классическую форму раскрытия тайны преступления, Щербаненко создает роман в стиле ретро, как бы возвращая забытую традицию романа-загадки. Но у развлечения. В романе Полицейский и философы затрагивается жизненно важный и актуальный вопрос: можно ли быть жестоким и бесчеловечным во имя высоких требований справедливости? Автор дает на него отрицательный ответ, то есть отстаивает гуманистические принципы.

Оцените статью
Добавить комментарий