vldmrvch.ru

Тесные рамки детектива

Рассмотрим с точки зрения верности законам жанра самый первый опыт французского писателя Себастьена ЖапризоКупе смертников. По канону в начале любого детектива должно быть совершено преступление, чаще всего убийство. Это условие соблюдено: в купе поезда, прибывшего из Марселя в Париж, обнаружен труп молодой женщины. Полиция начинает расследование.

compartiment_tueurs-narrow-confines-of-detective

Налицо типичная завязка криминального, или полицейского романа, в котором действуют полицейские, а не многомудрый сыщик-любитель. Кстати, именно к этой разновидности жанра принадлежат и те романы Сименона, в которых действует комиссар Мегрэ.

Так что же, начинающий автор решил пойти по проторенной дорожке мэтра? А вот и нет. Полицейские у Жапризо, может быть, ребята и неплохие, но уж очень унылые. Работают они с обычным чиновническим усердием, но вяло и без особых результатов. Убийства пассажиров из злосчастного купе продолжаются, а им никак не удается выйти на след неуловимого преступника. Есть у Жапризо свой комиссар по имени Таркен. Трудно судить, входило ли это в авторский замысел, но Таркен выглядит как тонкая и злая пародия на Мегрэ. Излюбленного героя Сименона никак не назовешь интеллектуалом — он типичный плебей, полагающийся в своих расследованиях на природную интуицию, на свой особенный нюх. Но Мегрэ не только заставляет работать своих сотрудников. Но и работает сам и достигает результатов. Таркен же исключительно поучает своих подчиненных, постоянно напоминая им о своем удивительном чутье, а главнейшей задачей полицейского считает не поимку преступника, а умение гладко и толково составить отчет и рапорт. В детективе герой — сыщик-любитель или полицейский. Но в полицейских, изображенных Жапризо, нет ничего героического. Они — типичные чиновники, причем не слишком толковые.

Комиссар Таркен — отпетый лентяй, давно потерявший интерес ко всему, кроме сочинения рапортов. Граци — усердный служака, но и он — далеко не светоч мысли и не мастер блестящего логического анализа, а типичный неудачник.

Подобное сниженное отношение к персонажам, занятым расследованием, немыслимо в традиционном детективе или полицейском романе. Сыщик в конце концов должен победить преступника — таков непреложный закон жанра. В первом же романе Жапризо преступник обнаруживается чисто случайно, причем его вычисляет еще безусый юнец, сбежавший из дому и сам находящийся в полицейском розыске.

Разве такое допустимо в традиционном детективе? Не говоря уже о том, что персонаж, которому автор отвел роль главного преступника, по гласным и негласным правилам жанра преступником быть никак не должен.

Иными словами, напрашивается вывод о том, что с самого начала Жапризо были тесны рамки жанра.

Выбирая для своего первого произведения в этом жанре форму полицейского романа, писатель как будто входил в школу уже записанного в классики Сименона, а по сути, полемизировал с ним.

В том, что подобное скептическое отношение к признанному авторитету было далеко не случайно, убеждает следующий забавный факт. Одну из героинь романа Любимец женщин, глупенькую, бездарную и похотливую киноактриску зовут, Фру-Фру. Не правда ли довольно странное имя или даже псевдоним? Но именно так — Фру-Фру — назывался один из низкопробных журнальчиков, в которых на заре своей литературной карьеры активно сотрудничал Жорж Сименон

Авторы канонического детектива обычно придерживаются правила единства времени и места действия. Они ограничивают число персонажей (редко более дюжины), но по ходу сюжета бросают тень подозрения на большинство из них. Легко заметить, что ничего подобного нет ни в первом, ни в последующих романах Жапризо.

Писатель демонстративно кинематографичен — избегая подробных описаний, он с первых страниц выстраивает кадр. И у него это здорово получается. Мы видим другой Париж — не тот знаменитый и красивейший город, по которому бродят веселые и шумные толпы туристов и каждый камень дышит историей, а некую среду обитания, где в трудах и повседневной суете перебиваются неустроенные, можно даже сказать — несчастные люди.

Именно эти люди и важны для писателя не меньше, чем лихо закрученная детективная интрига, что опять-таки вовсе не характерно для канонических произведений этого любимого читателями жанра. Авторы детективов редко углублялись в психологию своих персонажей.

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе