Картинка в волшебном фонаре

Картинка в волшебном фонаре Цутому Минаками — современный японский детектив. Прочитав его, читатель, я думаю, сумеет составить некоторое впечатление о своеобразии японской модели жанра. Вообще, следует заметить, что любой национальный детектив довольно ощутимо впитывает в себя наиболее характерные особенности и традиции литературы своей страны. Мы уже говорили о том, что английские писатели чаще всего являются приверженцами психологического повествования, американцы изобрели по типу своего вестерна и кинобоевика роман-триллер, японский же писатель Цутому Минаками в романе Картинка в волшебном фонаре совершенно в духе национальных литературных традиций тонко нюансирует психологические мотивы поведения своих персонажей, стремится детально разобраться в рефлектирующей, погруженной в самосозерцание натуре жертвы преступления — художнике Нитте. Эти довольно специфические черты японского детектива закреплены не только в особенностях композиции и сюжетосложения — очень естественных, проявляющихся неспешно, с тщательной прорисовкой мелочей быта, поведения, мотивировок, — но и в максимально возможной для столь динамичного жанра, как детектив, философизации художественной идеи. Какая-то роковая предопределенность движет всеми поступками погибшего Нитты, и для того чтобы восстановить картину преступления, необходимо не столько ведущееся полицейское расследование, сколько творческая рефлексия и психологическое сопереживание, рожденные сознанием журналиста Хамото, друга убитого.

Сама стилистика и язык романа, прекрасно переведенного Борисом Раскиным, подталкивают читателя не только к восприятию исключительно детективной интриги, но и к размышлениям о смысле и цене человеческой жизни. При этом Цутому Минаками не чужд и определенных политических выводов, столь актуальных для современной Японии, в которой еще дает порой о себе знать дух самурайского милитаризма.

Цутому Минаками

Свое первое произведение Песня сковородки Цутому Минаками опубликовал в 1948 году. Затем он более десяти лет не занимался литературой деятельностью, перепробовав множество профессий. Умудренный жизненным опытом, он вновь возвращается к творчеству. В 1960 году вышел в свет его роман Клыки моря, который был удостоен премии Клуба детективных писателей. С тех пор Минаками утвердился как писатель, работающий в жанре социального детектива. Вслед за Клыками моря он опубликовал Огненную флейту (1960), Пролив голода (1962) и ряд других детективных романов.

Одновременно Цутому Минаками стал пробовать свои силы и в других жанрах. Его роман Храм диких гусей был удостоен литературной премии Наоки. За последние годы он написал целый ряд исторических романов, также отмеченных премиями.

В 1978 году японское издательство Тюокоронся выпустило в свет собрание сочинений Цутому Минаками в 26 томах.

One Comment

Добавить комментарий