vldmrvch.ru

Возможный мотив

В одном из своих лучших романов — Возможный мотив (Probable Cause, 1990) — американский писатель Ридли Пирсон постарался несколько изменить принципы построения сюжета: оставаясь в пределах жанра, обеспечившего ему успех — полицейского романа-расследования, — он уходит от стереотипов крутого криминального романа. Возможный мотив — психологический детектив, где уже не столько клубок внешних событий, сколько саспенс, совокупность внутренних загадочных мотивировок поступков, создают поле напряженности для читателя. К тому же здесь Пирсон уделяет куда больше внимания перипетиям личной жизни своего героя — элемент сюжета, в предыдущей книге намеченный только пунктиром.

Probable Cause

…В суде городка Кармел, штат Калифорния, начинает слушаться дело по обвинению в убийстве. Обвиняемый — двадцатилетний Стивен Миллер. На слушании присутствуют Говард Ламбровски, детектив, проводивший предварительное следствие, и судмедэксперт Джеймс Девитт. В зале суда также жена Девитта и обе его дочки — восьмилетняя Анна и тринадцатилетняя Эмми. Стивен Миллер не признал свою вину, утверждая, что Ламбровски и Девитт сфабриковали против него улики. Внезапно обвиняемый хватает со стола судьи высокий стакан, разбивает его и, вооружившись острым осколком, бросается на Девитта. Тот уворачивается, и Миллер, встретив на пути маленькую Анну, перерезает ей горло, а потом нападает на жену Девитта и тоже вонзает ей в горло стеклянный зуб. Девитт выхватывает из кармана револьвер и убивает Миллера…

Такова почти неправдоподобная завязка романа. Проходит пять месяцев. Джеймса Девитта судили за предумышленное убийство обвиняемого в зале суда, но присяжные, приняв во внимание все обстоятельства дела, признали судмедэксперта невиновным. Детектив Ламбровски, из-за ошибки которого произошла трагедия, вышел в отставку, и ему грозит потеря государственной пенсии. Девитт тяжко переживает гибель жены, с которой прожил пятнадцать счастливых лет. Чудом оставшаяся в живых маленькая Анна до сих пор в реанимации. После оправдательного приговора Девитту начальник городского полицейского управления предложил уволенному медэксперту место сержанта-детектива, ранее занимаемого Ламбровски. Тот согласился сменить профессию, надеясь, что будет заниматься только случаями кражи велосипедов да фальшивыми чеками. Кармел — туристический городок, и в смысле преступности место тихое и спокойное.

Однако надежды Девитта не оправдались. На шоссе близ Кармела обнаруживают автомобиль с мертвым водителем. По всем признакам это самоубийство: водитель заклеил изнутри окна клейкой лентой, подсоединил к выхлопной трубе резиновый шланг и, сунув его конец в салон, оставил мотор включенным. Личность покончившего с собой водителя — документов при нем не было — установлена: это Джон Осборн, сын Джессики Осборн, крупной политической фигуры штата Калифорния. На шоссе около автомобиля самоубийцы сержант Девитт обнаружил свежую лужицу автомобильного масла. Видимо, здесь побывала другая машина…

Между тем некто звонит домой Говарду Ламбровски и пытается его шантажировать, сообщая, что его, Ламбровски, сегодня утром видели на шоссе… А через несколько дней в Кармеле на шоссе вновь находят автомобиль с мертвым водителем. Повторяется та же картина: окна заклеены изнутри клейкой лентой, в салон от выхлопной трубы тянется резиновый шланг. И опять рядом с машиной — пятно масла на асфальте… Убитый — Девитт уже не сомневается, что этот человек был убит. — Майкл Макдафф по всем признакам был одет в костюм уже после смерти. И на шоссе его привезли, инсценировав самоубийство. Подозрение Девитта падает на Ламбровски. Он случайно выясняет, что именно у мустанга Ламбровски подтекает масло. К тому же свидетели второго несчастного случая довольно точно описывают машину экс-детектива, которую видели неподалеку от места преступления…

Но Девитт обнаруживает еще одну важнейшую улику — отпечатки пальцев на приборной доске. Пальчики отправлены в полицейский банк данных в Сакраменто. Вскоре выясняется, что они принадлежат Марвину Вуду — негру, ранее судимому за кражу автомобильных радиоприборов. Наведавшись в дом к Марвину Вуду, Девитт обнаружил в тайнике коробку с крадеными автомагнитолами. Марвину Вуду предъявляется обвинение в убийстве, хотя сам Девитт понимает шаткость улик…

Между тем, работая в архиве полицейского управления Калифорнии, Девитт нашел дело пятилетней давности: в штате действовал маньяк-убийца Харви Колетт, насиловавший и убивавший женщин, после чего инсценировал самоубийство. Инсценировки были столь умело подстроены, что полиция долго не могла поймать маньяка.

Убийцу-психопата Девитт находит в тюрьме штата, где тот отбывает пожизненный срок. Встретившись с Харви Колеттом, Девитт пытается выведать у него, кто мог бы скопировать гениальную технику Колетта. Самовлюбленно-капризный убийца милостиво соглашается помочь следователю и набрасывает психопортрет своего возможного последователя, намекая, что им может оказаться человек, побуждаемый импульсом возмездия.

Тем временем Девитт самостоятельно организует слежку за Ламбровски, который ведет себя очень странно и подозрительно. Однако внезапно подозрения Девитта рассеиваются самым неожиданным образом: Ламбровски обнаруживают мертвым в его мустанге. При вскрытии в желудке Ламбровски найден ключ с жетоном, на котором выбита цифра 12. Девитт понимает, что Ламбровски был убит, но перед смертью проглотил эту единственную улику в надежде, что при вскрытии она обнаружится и полиция выйдет на след убийцы. Поиски приводят Девитта в пригородный мотель. Он вставляет ключ в замочную скважину двенадцатого номера и открывает дверь. Оказавшись в номере, после недолгих поисков он находит в стенном шкафу знакомую уже клейкую ленту и резиновый шланг… Девитту становится ясно, что убийца хозяин мотеля.

Хозяин мотеля на допросе отвергает все обвинения и заявляет, что Девитт сам подбросил ему и ленту и шланг с целью обвинить его в преступлениях, им же, Девиттом, и совершенных. Однако на очной ставке с Девиттом рассказывает, что пять месяцев назад он. Девитт, убил в зале суда его сына — Стивена Миллера, облыжно обвиненного в преступлении, которого он не совершал. Миллер-старший рассказывает о том, как вынашивал свой план мести. Как убил двоих случайных людей, как хитроумно инсценировал их самоубийство в машине с целью выманить Ламбровски и Девитта — своих злейших врагов — и отомстить им.

Впрочем, сюжет вновь обнаруживает неожиданный поворот: признавшийся в совершенных убийствах маньяк совершает побег из тюрьмы, убив полицейского и переодевшись в его форму. Правда, все ужасы разрешаются вполне благополучно: маньяк пойман, и детектив Девитт с триумфом выходит из лабиринта тайн.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе