Иосиф Фрейлихман

Советский писатель Иосиф Фрейлихман, работавший в жанре шпионского детектива, известен как автор популярных романов о советских разведчиках.

Иосиф Фрейлихман. Биография

Иосиф Моисеевич Фрейлихман родился 5 апреля 1913. Фрейлихман в течении всей жизни работал директором кинотеатров. В 1936 году он был назначен директором детского кинотеатра КИМ в Тирасполе, спустя четыре года его назначили директором кинотеатра Орфеум, широко известного среди молдавских интеллектуалов. Показ фильмов сопровождали выступления джазового оркестра под управлением Шарля Брейтбурда. Именно в этом оркестре начинали свой путь целый ряд известных джазовых музыкантов. После открытия в 1952 году кинотеатра Патрия (молд. Родина) был назначен его директором.

В конце 50-х годов начинает публиковать шпионские триллеры. Первый роман Щупальца спрута о западной шпионке пытавшейся соблазнить известного молдавского физика, для чего западные спецслужбы пытаются завербовать музыканта Штефана, стал бестселлером. Роман был переведен на венгерский и немецкий языки, а в 1978 году на киностудии Молдова-фильм выходит картина Агент секретной службы с Ириной Мирошниченко в главной роли. В основу был положен сюжет романа и над сценарием работал сам Иосиф Фрейлихман.

Далее последовали не менее популярный роман Сюрприз-12 и дилогия Вызов принят и Особняк на Садовой о советском разведчике, действовавшем во времена Великой Отечественной войны и скрывавшемся под маской хозяина ювелирного магазина.

После развала Советского союза, Фрейлихман уезжает в США. Несколько лет он живет среди родных и знакомых в Сиэтле, но 7 августа 1996 года, самолет на котором летел Иосиф Фрейлихман разбился.

О творчестве

Остросюжетный роман Особняк на Садовой воссоздает полные драматизма события, относящиеся к первым трем годам Великой Отечественной войны. В ту пору одной из основных форм сопротивления фашистским захватчикам в оккупированной Советской Молдавии была деятельность подпольных разведывательно-диверсионных групп, пользовавшаяся сочувствием и поддержкой широких народных масс. Потом, во второй половине войны, на территории Молдавии яростно разгорелся огонь партизанской войны, на оккупантов обрушилась мощь крупных партизанских соединений.

После войны видные партизаны Великой Отечественной В. А. Андреев, М. А. Кожухарь, Я. П. Шкрябач нередко заходили в Союз писателей Молдавии и редакцию журнала Днестр. Наведывался сюда и приезжавший в родную Молдавию П. П. Вершигора. Обычно в комнате поэта Анатолия Ренина завязывались оживленные разговоры о партизанах, о подпольщиках, шлифовались замыслы будущих публикаций, намечалось творческое содружество. Анатолий Ренин помог Якову Петровичу Шкрябачу, бывшему командиру Второго Молдавского партизанского соединения, подготовить книгу воспоминаний Дорога в Молдавию, я редактировал воспоминания Макара Андреевича Кожухаря, написал о нем рассказ.

В Союзе писателей бывал и с интересом слушал рассказы партизан Иосиф Фрейлихман, автор известных в ту пору детективов Сюрприз-12, Щупальца спрута. По-видимому, уже тогда у него родилась мысль написать роман о борцах против фашизма в Молдавии.

А жизнь тем временем щедро предлагала подлинные эпизоды войны, превосходившие всяческую выдумку. Почти через двадцать лет после войны в кишиневском Доме молодежи проходил суд над провокатором Литвинюком, который был агентом тайной полиции и выдал фашистам на расправу подпольную молодежную группу во главе с П. Н. Фрунзе. Военно-полевой суд румынско-фашистских оккупантов 20 ноября 1941 года приговорил четырнадцать молодых подпольщиков к расстрелу, лишь одного, И. П. Галамагу, — к 15 годам каторжных работ. Этот человек выжил и впоследствии опознал предателя, понесшего заслуженную кару. Кстати, суд над Литвинюком проходил в том же здании, где судили Павла Фрунзе и его товарищей.

Этот юный подпольщик и стал одним из героев нового произведения И. Фрейлихмана Вызов принят, в котором автор художественно переосмыслил конкретные события. Произведение получило хорошие отклики читателей, литературной критики. Автор ставит своей целью показать моральную силу и преданность делу, мужество и находчивость подпольщиков, их высокие нравственные качества, стойкость и безошибочный социальный инстинкт простых людей, ненавидящих фашистов и помогающих народным мстителям. Все это делает роман И. Фрейлихмана актуальным по идейно-тематической его направленности, — писал критик Л. Аннинский в статье Возвращаясь памятью… 1. Вместе с тем критик отмечал, что в романе не все убеждает.

Стремясь к более глубокой разработке характеров персонажей, к более яркому раскрытию борьбы против захватчиков, автор продолжал работу над романом, написал новую часть, расширив охват событий, полней обрисовав опытного подпольщика Артема Семеновича Трояна, разведчика Петрю Мындру и других героев. Автором использованы подлинные документы: обращения ЦК КП(б) Молдавии, листовки бессарабских подпольщиков, донесения румынских полицейских чинов.

Книга относится к жанру военно-приключенческого романа, проливает дополнительный свет на злодеяния фашистских захватчиков в нашем крае. Недруги, противостоящие нашей подпольной сети, не оглуплены и принижены, а показаны во всей их бесчеловечной одержимости. И разворачивается борьба не в каком-то вымышленном крае, — то и дело мелькают привычные названия родных городов, сел, рек: Бендеры, Каменка, Страшены, Севериновка, Рашково, Дурлешты, Икель. Особенно щемяще обрисован Кишинев военной поры — суровый, лежащий в развалинах, но несломленный.

В целом же Особняк на Садовой, думается, вносит свою лепту в разработку необъятной темы героической борьбы советского народа против гитлеровского нашествия.

Михаил Хазин

Из предисловия к роману
Особняк на Садовой

Избранная библиография

  • Сюрприз-12, 1957
  • Щупальца спрута, 1960
  • Позови меня, 1966
  • Вызов принят, 1972
  • Особняк на Садовой, 1985
  1. Советская Молдавия, 1973, 20 февраля
Оцените статью
Добавить комментарий