vldmrvch.ru

Старые мотивы — новые песни. Детективы А. Марининой

Романы Александры Марининой стали характерной приметой массовой культуры России с середины 90-х годов. Маринина — это чемпион по популярности среди авторов русских детективов, русская Агата Кристи, королева российского детектива (см., например: БЕРГ, ДАШИДЗЕ, КУРИЦЫН). Знают Маринину все, и те, кто ее читает, и те, кто едва осилит (ПРОХОРОВА и др. 1998: 39-44) одну — две книги. Одним словом, так же как история популярной культуры 70-х и 80-х годов не обойдется без Высоцкого и Пугачевой, Райкина и Семнадцати мгновений весны, история популярной культуры 90-х не обойдется без Марининой.

Александра Маринина

Понятно, что каждый из нас индивидуально решает проблемы осмысления потока многозначных событий и образов, связанных с распадом Советского Союза, изменением политического курса, экономики, с национальными проблемами. В переоценке того, во что можно верить, над чем смеяться, чему радоваться и кого бояться, для одних более авторитетными оказываются академические и элитарные дискурсы, а для других — популярные издания, любимые передачи, выступления известных сатириков, «Старые песни о главном» или новые рок-альбомы. Издаваемые миллионными тиражами и читаемые миллионами романы Марининой — это тоже попытка подчинить время, лепка фактов из множества субъективных мнений и реакций.

Почему Маринину любят? Почему Маринина, а не та же Агата Кристи или Сименон, с таким успехом развлекавшие нас еще десять лет назад, стала популярной в постсоветской России? Чем созвучны марининские книги миллионам россиян? Ответив на эти вопросы, можно лучше понять привычки, идеалы, устремления, предрассудки современной России и ценности тех, кто зачитывается историями о Каменской.

Данная статья — попытка посмотреть на романы Александры Марининой, как на примету времени, как на популярное средство осмысления новых российских реалий и социализации новых смыслов, которые, перекликаясь со старыми, заставляют по-новому звучать старый знакомый жанр детектива. Как заметил Д.Кавелти, успех детективного писателя зависит от ее/его способности вдохнуть новую жизнь в знакомые стереотипы и придумать новые сюжетные ходы или ситуации, которые тем не менее будут отвечать требованиям жанра (CAWELTI 1976:10-11). Проанализировав характерные для Марининой особенности построения сюжета, типы жертв, преступников, стратегию в лепке образа главной героини и других положительных персонажей, можно понять, как меняется детективный жанр в романах Марининой и объяснить социально-культурную логику этих жанровых особенностей.

Александра Маринина — наследница традиций интеллектуального европейского детектива, американского крутого детектива, а также традиций советского детектива. Опишу кратко черты этих трех традиций детектива.

В классическом детективе, ярко представленном в Европе, преступление — это прежде всего логическая задача, которая решается благодаря железной логике сыщика, а не его бицепсам. В классическом британском детективе убийство совершается в замкнутом, ограниченном пространстве; детектив, обладающий энциклопедическими знаниями, прекрасной интуицией, великолепными навыками дедуктивного метода, на основе собранных улик, путем логического рассуждения вычисляет преступника и помогает его найти (см.: RAHN 1988: 49-50). В социально-политическом смысле, классический детектив — консервативен, потому что основан на убежденности в том, что существующее общество, каким бы оно ни было, необходимо защищать, а нарушителей общественного порядка наказывать (см.: BARGAINNIER 1980: 17).

Традиция классического, интеллектуального детектива существенно отличается от крутого. Американские представители крутого детектива, появившегося в 20-е годы XX века, — Дэшел Хэмметт, Реймонд Чандлер и Росс МакДональд — привлекают публику не столько умением предложить читателю элегантную задачку и описать способ ее решения гениальным сыщиком, сколько яркой фигурой физически и социально активного сыщика, супермена, способного одержать верх в рукопашной схватке или в отчаянной перестрелке, физически подготовленного, обаятельного, умного, смелого. Тип следователя или частного сыщика в крутом детективе — это тип авантюриста, борца-одиночки, активно взаимодействующего с социальной средой, описания которой подчеркнуто реалистичны. Расследование преступления то и дело осложняется всевозможными социальными и семейными конфликтами, возникающими на почве неудовлетворенности городской жизнью, из-за непреодолимости классовых границ, политических амбиций и так далее (см.: SLOTKTN 1988: 91). Писатель-реалист, описывающий убийство, рассказывает читателю о мире, в котором гангстеры могут править народами и практически управляют городами, в котором гостиницы и жилые дома, а также известнейшие рестораны принадлежат людям, разбогатевшим на содержании борделей, в котором жизнь звезды экрана становится достоянием толпы, а приятный мужчина, живущий по соседству, оказывается главарем рэкета. Это мир, в котором судья, до отказа забивший свой подвал контрабандным алкоголем, может отправить в тюрьму человека, у которого в кармане обнаружили пол-литра. В котором мэр города ради наживы может одобрить убийство. В котором никто не может с чувством безопасности выйти на темную улицу, потому что закон и порядок — это вещи, о которых мы говорим, но которым мы не следуем на практике. Это далеко не безоблачный мир, но это мир, в котором мы живем (CHANDLER 1972: 19-20).

Обе традиции детектива были подхвачены российскими авторами в 90-е годы. В современной России им следуют Фридрих Незнанский, Андрей Константинов, Татьяна Полякова, Полина Дашкова, Марианна Баконина. Такие авторы, как Инна Булгакова и Александра Маринина, больше тяготеют к традиции европейского детектива. Однако все современные российские детективщики работают с оглядкой на еще одну важную в России традицию — советский детектив, и — шире — советскую литературу и действительность.

Жанровая специфика советского детектива создавалась под влиянием советской культурной политики и идеологии. Как отметил директор Московского института культурологии К. Разлогов, создатели советских детективов должны были очень внимательно относиться к тому, чтобы не оскорбить социалистические идеалы, родную милицию и КГБ. И более внимательно к тому, чтобы, описывая обман, грабеж, предательство, не подать дурной пример молодежи (RAZLOGOV 1998).

Преступление в советском детективе представлялось как исключение из правила, как нечто немыслимое в советском обществе. Сейчас вызывает улыбку начало детективной истории А. и О. Лавровых «Букет» на приеме, где описывается, как в дежурной части Петровки, 38 можно прилечь отдохнуть или чем-то заняться между выездами, как Знаменский и Томин скучали, а Кибрит что-то вязала на спицах. То, что впечатление безопасности и некриминальности общества культивировалось и в романах Лавровых, и в сериале В. Бровкина Следствие ведут Знатоки, подтверждает популярная песня-заставка на слова А.Горохова к этому сериалу:

Если кто-то кое-где у нас порой
Честно жить не хочет,
Значит с ними нам вести незримый бой —
Так назначено судьбой для нас с тобой
Служба — дни и ночи

Песня о том, что преступления у нас совершаются только порой и кое-где, да и то только людьми, которые почему-то не хотят жить честно, вселяла уверенность, что милиция — это надежная защита честных граждан, потому что она не дремлет, и дни и ночи находится на посту.

Сами преступления в советском детективе, по сравнению с кровавой бойней, описываемой в современных детективах, выглядят чуть ли не невинными проступками: кто-то в общественной столовой или ресторане систематически не докладывал мяса в порцию котлет, кто-то сжег наполовину разворованный склад, чтобы скрыть недостачу, кто-то занимался скупкой краденых бриллиантов, кто-то собирался вывезти за границу старинную картину. Именно о таких преступлениях рассказывалось во многих сериях Знатоков: Из жизни фруктов, Подпасок с огурцом, Свидетель, Шантаж, «Букет» на приеме, Пожар. В советских детективах, пропагандировавших перевоспитание правонарушителей, тяжкие преступления изображались редко и приписывались вовсе не напившемуся до полусмерти и схватившемуся за нож дяде Васе, а заматерелым бандитам, уже с детства испытывавшим разногласия с советской властью. Например, преступником в романе Противостояние Ю. Семенова оказывается сын врага советской власти, власовец и фашистский прихвостень, убийца и грабитель Николай Кротов, который показан как абсолютно чужеродное советскому строю существо. То есть нужна была серьезная идеологическая подоплека, чтобы вести рассказ о тяжких преступлениях. Просто так писать о крупномасштабных финансовых операциях, проворачиваемых воротилами теневой экономики, или же строить сюжет вокруг советской торговли оружием с зарубежными странами, в то время как в советских СМИ говорилось исключительно о борьбе за мир, было немыслимо.

От зарубежных традиций детектив советский отличался необыкновенным оптимизмом (даже от весьма оптимистичного британского): не было сомнения в том, что милиция непременно поймает преступника. При этом победа добра над злом всегда была коллективной: вспомнить хотя бы неразлучную троицу Знаменского, Томина и Кибрит в Знатоках, тандем Жеглова и Шарапова в популярнейшем до сих пор телесериале Место встречи изменить нельзя по роману братьев А. и Г. Вайнеров Эра милосердия, тот же Трактир на Пятницкой Н. Леонова или же дружных героев-сыщиков из романов Ю. Семенова Огарева, 6 и Петровка, 38. За каждым из оперативных работников стоял всемогущий коллектив — система, общество и государство, сплотившиеся на страницах детективных романов в борьбе против одиночек-преступников. Даже если речь шла о преступной шайке, как, например, в Трактире на Пятницкой Леонова, преступная группировка складывалась все равно из одиночек, готовых предать друг друга, как только отпадала необходимость в том, чтобы действовать сообща. А расследование неизменно являлось победой коллективных ценностей над индивидуалистами-преступниками1.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕРГ, М. «Гимн ленивым в любви, фригидным и некрасивым». Новая русская книга № 6
2. ДАШИДЗЕ, И. Лицом к лицу 10.01.1999.
3. КУРИЦЫН, В. «Маринина, как призрачная, так и виртуальная»,
4. ПРОХОРОВА, И., ДАШЕВСКИЙ, Г., НОСОВ, А., КОЗЛОВ, С, ДУБИН, Б. «На rendez-vous с Марининой». «Круглый стол», состоявшийся 17 апреля 1998 г. //Неприкосновенный запас. 1998. № 1.С.39-44.
5. BARGAINNIER, Earl. F. The Gentle Art of Murder: the Detective Fiction of Agate Christie. — Bowling Green, Ohio: Bowling Green University Popular Press, 1980.
6. CAWELTI, John. Adventure, Mystery, and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. — Chicago: University of Chicago Press, 1976.
7. CHANDLER, Raymond. The Simple Art of Murder. — New York: Ballantine Books, 1972. См. русские переводы: Простое искусство убийства и Простое искусство убивать
8. RAHN. В J. «Seeley Regester: America’s Frist Detective Novelist», 47-61, in: Barbara A. Rader and Howard G. Zattler, ed. The Sleuth and the Scholar: Origins, Evolution, and Current Trends in detective Fiction. Contributions to the Study of Popular Culture Series, No. 19. — New York, Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, 1988.
9. RAZLOGOV, Kirill. «The «Detectiv» in Russian Popular Culture: Past and Present». International Con5ference on Communist and Post-Communist Societies. — Melbourne, July 7-10, 1998.
10. SLOTKIN, Richard. «The Hard-boiled Detective Story: From the Open Range to the Mean Streets», 91-100, in: Barbara A. Rader and Howard G. Zattler, ed. The Sleuth and the Scholar: Origins, Evolution, and Current Trends in detective Fiction. Contributions to the Study of Popular Culture Series, No. 19. — New York, Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, 1988.

Елена Барабан

 

  1. Подтверждением того, что традиция советского детектива играет роль в современной массовой культуре 90-х годов, является переиздание ведущими популярными издательствами детективных романов братьев Вайнеров, супругов Лавровых, Н. Леонова, а также повтор на телевидении старых детективных сериалов. Советский детектив стал в 90-е годы в один ряд с такими явлениями современной популярной культуры, как Старые песни о главном, радио Ностальжи, борьба за возвращение старого гимна.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе