Юрий Дольд-Михайлик

Юрий Петрович Дольд-Михайлик — украинский писатель советского периода, драматург, критик, публицист. Получил можно сказать всемирную известность благодаря своему шпионскому роману И один в поле воин, где описывал приключения русского разведчика Григория Гончаренко, о котором затем написал еще две книги.

Юрий Дольд-Михайлик. Биография

Юрий Петрович Михайлик родился 17 марта 1903 года в селе Бутенки Полтавской области. Известно, что его отец был железнодорожником. В 1925 году закончил Днепропетровский институт народного просвещения. Работал журналистом в газетах Херсона и Винницы. Первые публикации начали появляться с 1922 года. Автор очерков, рассказов, романов, пьес, сценариев. В 1934-35 годах был главным редактором Украинской студии кинохроники, а затем в 1936-37 — руководителем студии Кинолетопись, в предвоенные 1937-42 был главным редактором Киевской студии художественных фильмов. В годы оккупации Украины немецкими войсками был переведен в Туркмению, где руководил театральным отделом Управления по делам искусств Туркменской ССР. После освобождения Украины работал в газете Советская Украина (Радянська Украïна). Писал сценарии, а иногда и выступал диктором для художественных фильмов военной тематики. За свое творчество был награжден орденом Знак Почета и медалями.

Книги публиковал под псевдонимом Юрий Дольд-Михайлик. В 1956 году публикует ставшую моментально популярной книгу о советском разведчике Григории Гончаренко (в романе он скрывается под немецким именем Генрих фон Гольдринг). Роман был настолько популярен, что его почти моментально экранизировали. Фильм Вдали от Родины был снят режиссером Алексеем Швачко на киностудии им. Довженко, а над сценарием работал сам автор. В роли советского разведчика снялся популярный актер Вадим Медведев, а в роли его возлюбленной Монки — Зинаида Кириенко. Фильм, как и книга пользовался необыкновенной популярностью и в год выхода стал лидером проката. На волне читательской и зрительской популярности писатель продолжил писать о приключениях советского разведчика и выпустил еще две книги У черных рыцарей и Гроза на Шпрее, но на русский язык эти романы были переведены только уже в перестроечное время в 1995 году.

Юрий Петрович Михайлик скончался 18 марта 1966 года.

О творчестве

Великая Отечественная война в украинском детективе

В послевоенные годы приключенческий роман в украинской литературе пережил второе рождение. И один в поле воин Юрия Дольд-Михайлика стал явлением всесоюзного масштаба в области именно приключенческих произведений. В них ворвались событиях Великой Отечественной войны, события по-настоящему драматические, сложные. Детективное оформление в то время не было самоцелью, не было той главной пружиной, которая вращала всю систему романа, а скорее — способом сочетать большое количество событий, магнитом, который держал вблизи, а то и собирал в единый фокус все романное мышление.

Но к этому времени не исчезло еще негативное отношение к приключенческой литературе, которое оказалось под завалами пренебрежительных, а чаще противоречивых и путаных оценок природы этого жанра.

Говорю об этом для того, чтобы сегодняшний читатель понял и почувствовал еще одно обстоятельство — надо было постоянно преодолевать вчерашний и позавчерашний традиционный взгляд на жанр, который был скомпрометирован, причислен, как правило, к литературе зарубежной. Поэтому, авторам нужно было иметь еще и мужество, чтобы взяться за его реабилитацию на новом материале, ввести в него современные человеческие характеры, выхваченные из стремительного житейского течения, надо было опровергнуть мнение об этом жанре, как о развлекательном чтиве, в котором самый главный вопрос — кто же преступник, и вернуть ему авторитет настоящей литературы.

Тема Великой Отечественной войны, а точнее судьба человека в бурлящем котле событий этой войны такая огромная, что ее надо было исследовать всеми существующими в литературе жанрами. И приключенческий жанр был не последним, кто почувствовал свою уместность и художественную полноценность именно здесь. Судьба отдельного человека в годы фашистского нашествия попадала в такую головокружительную, такую непостижимую иногда зависимость от обстоятельств, в такие «ножницы» случая, что самый закрученный сюжет, буйной беллетристики не мог превзойти, или сравниться с реальность человеческого бытия в этом огненном отрезке истории нашего века.

Поэтому, приключенческий жанр вышел на большую тему. Неисчерпаемую. Не только для него — для всего искусства.

И говорилось тогда (а теперь — тем более) не только о полной реабилитации жанра, но и о его художественном авторитете перед читателем. Стремительная, лихо закрученная сюжетная интрига никогда не спасет писателя, если взгляд его скользит по людям, как по манекенам, которые стоят знаками на сюжетных разъездах, выполняют функцию детективных статистов, категорически разделенных на положительных и отрицательных, наших и не наших. Тогда действительно читатель пригородных электричек, поездов и автобусов будет выбирать себе ширпотребовское чтиво для прожигания времени, для щекотания нервов, для слащавого бездумья и его интеллект и эмоции работать только на одной портативной страсти кто кого?

Я далек от мысли о том, что украинский детектив сегодня уже победил сплошь недостатки своего становления, что его авторитет непоколебим и достиг уровня, скажем, нашего исторического романа или романа о селе. А все же говорим о нем серьезно, без малейших скидок, потому что он занял значительное место в литературе не только всесоюзной, но и проложил себе дорогу к зарубежному читателю. Произведения Юрия Смолича, Николая Трублаини, Александра Сизоненко, Николая Дальнего, Владимира Кашина и других писателей давно и накрепко завоевали читательское признание.

И в этом ряду заметна и фигура писателя Ростислава Самбука, что в год своего шестидесятилетия предлагает читателю однотомник произведений, в который вошло далеко не все из того, что им написано за полтора десятилетия.

Владимир Яворивский
Из предисловия к сборнику романов

И один в поле воин

В 1941 году в Германию попадает советский разведчик Григорий Гончаренко, под именем сына немецкого шпиона, долгое время жившего на территории России. Генрих фон Гольдринг провел свое юношество и молодость в Советской России. В Германии, а точнее во Франции оккупированной немцами, куда направлен служить Григорий-Генрих, ему обеспечено неплохое прикрытие. Дворянский титул и крупный счет в швейцарском банке позволяют ему вести жизнь бонвивана, а ожидаемая женитьба на дочери одного из шефов СС, благосклонное отношение к нему оберста Бертгольда. Советский разведчик должен получить сведения об особо секретном военном заводе, находившемся на территории Франции. Как это полагается в советском романе, Григорию Гончаренко удается выполнить все задачи командования, и даже более того.

Авторы советских романов о разведчиках в большинстве случаев писали драматические и напряженные произведения, в которых полностью отсутствовал развлекательный элемент. Роман И один в поле воин (І один у полі воїн, 1956) украинского писателя Юрия Дольд-Михайлика является уникальным исключением из этого правила. Сочетание напряженного психологизма и шпионских интриг, разбавленное французским шармом и любовными похождениями дали воспитанным на советской литературе читателям увлекательное произведение, которое и сегодня читается с большим интересом. В романе много штампов и стереотипов, характерных для советского шпионского романа. Сюжет и литературный стиль романа также не блещут изысками. Но благодаря отсутствию идеологических и моралистических штампов читается буквально на одном дыхании.

Советский разведчик в духе шпионских романов 60-х годов переходит от слов к действиям, и если он думает, его мысли чаще всего касаются не его поведения, а французской девушки, возлюбленной Григория — Моники и ее друзей, которые участвуют в движении Сопротивления. Подобно Джеймсу Бонду Григорию удается выполнить невероятную по сложности задачу командования, но при этом он теряет свою возлюбленную.

У черных рыцарей

В мае 1945 года закончилась война, но не для советского разведчика Григория Гончаренко, который бросился выручать друга, а попал в западню.

Бывшие друзья барона фон Гольдринга, не догадываясь о подлинном лице богатого немецкого офицера, провоцирую его арест и доводят дело до расстрела, а в результате, последняя сигарета перед смертью погружает Гольдринга в небытие из которого он очнулся только в Испании.

В результате этих загробных странствий советский офицер оказывается на военной базе, где готовят очередные планы против Советского Союза. Григорий постепенно осваивается в новой обстановке и налаживает связь с руководством. Здесь Григорий встречает красивую Агнессу, патронессу и одну из руководительниц школы. Как выясняет разведчик, ее вводят в заблуждение, выдавая школу за религиозные курсы. Григорий Гончаренко помогает Агнессе и ее маленькой дочке Иренэ сбежать в Италию.

Продолжение популярного романа И один в поле воин у Юрия Дольд-Михайлика получилось не столь удачным. Роман У черных рыцарей (У чорних лицарів, 1964) вышел тяжелым, перегруженным тяжеловесными идеологическими выкладками. А приключения Григория Гончаренко выглядят сильно натянутыми и искусственными.

Начало романа написано легко и зажигательно, но постепенно сюжет тяжелеет, а интрига теряется в избытке неоправданных поворотов сюжета. Испанские пейзажи не спасают ситуацию, поскольку все больше напоминают знакомые русским читателям виды Крыма.

Лучшей стороной романа является описание работы западных шпионов и разведывательных сетей на территории Советского союза. Эти описания отличаются большим правдоподобием и детальной проработкой мельчайших элементов.

Гроза на Шпрее

Третий роман Юрия Дольд-Михайлика о приключениях советского разведчика Григория Гончаренко, стал не только последним в трилогии, но лебединой песней украинского писателя. Гончаренко теперь действует под именем Фреда Шульца, он вскрывает подпольные ячейки неофашистов и помогает своим немецким друзьям заново отстраивать свою страну. В этом романе наконец заканчивается одиссея советского разведчика, который в финале снова слышит рідну мову и радуется красотам Днепра.

Но роман Гроза на Шпрее (Над Шпреє клубочаться хмари, 1965) не смог затмить популярность первого произведения о Григории Гончаренко — И один в поле воин, с которым читатели впервые встретились в 1956 году.

Дольд-Михайлик не успел увидеть свою книгу, хотя целиком успел отредактировать первую и вторую части романа, фрагменты которого выходили в журналах. Ему оставалось только смонтировать написанное, подчистить текст и дать название последним двум частям книги, первую часть писатель успел дать название — Римские каникулы. Но неожиданная смерть оборвала его работу.

Спустя какое-то время коллеги, ознакомившись с рукописью романа, обнаружили, что финальная часть пропала. В спешке к публикации не стали искать утерянный оригинал украинского варианта книги, фактически первое издание перевели обратно на украинский с сохранившегося русского перевода, который в связи с бешеной популярностью делали на основе рукописей писателя, практически параллельно с написанием романа. Юрий Дольд-Михайлик по ходу написания делал вторую копию, которую отправлял почтой в Россию. Немало усилий пришлось приложить друзьям и родным писателя, чтобы собрать и заверить работу над романом. На сегодняшний день оригинальный украинский текст удалось восстановить практически полностью.

В России последний роман Дольд-Михайлика стал поистине библиографической редкостью. В печатном виде полностью он выходил только однажды в далеком архангельском издательстве.

Подобный поворот с продолжением популярного романа поистине обескураживает и заставляет задуматься о причинах…, но выводы каждый читатель должен делать сам, а потому мы предлагаем вам самостоятельно ознакомиться с текстом романа.

Избранная библиография

Трилогия о Григории Гончаренко

  • И один в поле воин (І один у полі воїн, 1956)
  • У черных рыцарей (У чорних лицарів, 1964)
  • Гроза на Шпрее (Над Шпрее клубочаться хмари, 1965)

Сценарии

  • Они видят вновь (Вони бачать знову, 1948)
  • По следам невидимых врагов (Слідами невидимих ворогів, 1955)
  • Фабрика пшеницы (Фабрика пшениці, 1955)
  • Кровавый рассвет (Кривавий світанок, 1956)
  • Далеко от Родины (Далеко від Батьківщини, 1960)

Пьесы

  • Котовский, 1937
  • Щорс, 1938
  • Великий закон, 1948
  • Бориславская трагедия, 1954

Романы

  • Между двумя родинами (Між двома батьківщинами, 1930)
  • Колхозные люди (Колгоспні люди, 1931)
  • Женские портреты (Жіночі портрети, 1934)
  • Степняки (Степовики, 1949)
  • Степь хочет (Степ прагне, 1951)
  • Каховские рассказы (Каховські оповідання, 1952)
  • Портрет матери (Портрет матері, 1954)
Оцените статью
Добавить комментарий