После того как криминальный небосвод опустел, когда в один год ушли из жизни Рут Ренделл и Филлис Дороти Джеймс, шотландская писательница Вэл Макдермид определенно выходит в число лидеров.

Ее творчество по целому ряду параметров и стандартов выбивается из традиций, принятых в криминальном жанре. Так по моим прикидкам первый роман о Тони Хилле и Кэрол Джордан вышел больше двадцати лет назад. И вот мы получили, наконец, очередную, десятую историю, которая по предварительным рекламным заявлениям писательницы — последняя в серии. Раскрою секрет, писательница сдержала слово, главные герои остались живы, хотя жизнь их потрепала.

Финальный роман серии. Казалось бы можно вся изящно закруглить, перед тем как окончательно забросишь своих героев, поклонники, которых кстати по всему миру очень и очень немало, все равно купят книгу. Но вышла не изящная концовка, и даже не проходной финал, а настоящая 9 симфония. Такого громкого финала я не могу припомнить. Можете поверить, история с первых страниц затягивает в водоворот, сопротивляться которому нет ни сил, ни желания.

Буквально название романа переводится как «Коварный умысел» (Insidious Intent), но думаю лучше перевести как «Коварная мысль», существительное и прилагательное должны быть женского рода. Удивительно, что в коварстве своего замысла Макдермид не уступает преступнику. Буду очень ждать его на русском, поскольку интересно посмотреть как русские издатели, точнее переводчики будут выкручиваться из тонких сетей и языковых ловушек, расставленных гениальной писательницей.

Как обычно в основе сюжета лежит расследование смерти женщины, сгоревшей в своей машине. Как обычно никаких следов, но когда находят второй труп с аналогичными признаками, за дело берутся всерьез. Те кто читал романы шотландской писательницы раньше, догадываются, гораздо больше внимания уделяется внутреннему миру главных героев, т.е. Хилу и Джордан. Не надейтесь на сериал. Поставлен он был слабо и если вы хотите получить настоящее наслаждение от захватывающего триллера, закрученным сюжетом и порой невыносимым напряжением, беритесь за книгу.

Макдермид любит завести читателя в тупик, когда вот-вот кажется, убийца сейчас будет схвачен, но вы упираетесь лбом в стену и понимаете, что это уже ваши, а не воображаемые капли пота катятся со лба. А преступник злобно хихикает, он-то хорошо понимает логику следствия, а потому с легкостью до некоторой поры водит не только детективов, но и нас простых читателей за нос.

При всем захватывающем сюжете Макдермид настоящий профессионал криминалист. На русском даже появилась увлекательная книга по криминологии. А потому все детали, на которых зиждется расследование, описаны с документальной точностью, и очевидно не менее тщательно продуманы.

Не расслабляйтесь, Макдермид не меньше Агаты Кристи любит шокирующие и неожиданные развязки. В этом романе финал поразил даже меня, искушенного поклонника криминального чтива. Но писательница поступила тривиально, в книге есть письмо с просьбой не раскрывать концовку. Воздержусь и я…

Напоследок, вопрос – как вам кажется, есть ли надежда обрести достойную замену Агате Кристи?

Добавить комментарий