Серия о Патрике Кензи и Энджи Дженнаро

Серия о Патрике Кензи и Энджи Дженнаро

Глоток перед битвой

Дебютный роман Деннис Лихэйна — Глоток перед битвой (A Drink Before the War) был опубликован в 1994 году. В романе впервые появляются частные детективы Патрик Кензи и Анджела Дженнаро, которые впоследствии станут героями популярной серии.

Частным детективам поручают найти бумаги особой важности, забытые уборщицей в сейфе одного из административных учреждений. Но простое на первый взгляд задание оборачивается настоящим кошмаром, в результате частные сыщики оказываются в эпицентре войны между криминальными группировками.

Другая тема романа жестокое обращение с детьми, которое вскрывают Кензи и Дженнаро, навевающие им воспоминания о собственном нелегком детстве. Сочетание воспоминаний и сурового юмора, появляющегося даже в самые неподходящие моменты придает этому романы, как и всему стилю Лихэйна, неповторимый привкус терпкого вина.

Не только дети, но и молодежь, среди которой распространяется культ насилия и жестокости является объектом наблюдения со стороны автора. Писатель нигде не переходит на уровень поучения, но к финалу от погонь, кулачных боев и перестрелок наступает перенасыщение. После прочтения хочется на время забыть об этом и помедитировать на природе.

Рецензенты отмечали отсутствие в романе стандартных жанровых клише, и хвалили за правдивую попытку описать расовое и социальное расслоение общества. Среди замечаний по отношению к этому роману следует отметить контраст, возникающий от сочетания серьезных тем и легкомысленных образов частных детективов.

Название романа, как впрочем и сам роман, выбиваются из традиции американского триллера или крутого детектива. Позднее, когда стиль писателя оформился, Лихэйн обозначил его как нео-нуар. Автор признается, что на его творчество сильнейшее влияние оказали написанные в духе сурового реализма романы Джеймса Эллроя и Джеймса Крамли, особенно его роман Последний приятный поцелуй. Мрачное настроение и почти осязаемое присутствие нетерпимого зла в его работах писатель характеризует как характерные черты нео-нуара. Наиболее ярко признаки этого суб-жанра представлены в последних двух романах серии о Кензи-Дженеро, а также в поздних несерийных романах. Ориентация на кинематографический стиль в нео-нуаре хорошо заметна в сценах насилия – пытках, убийствах и других чрезмерных проявлениях человека. В первом, можно сказать ученическом романе Дениса Лихэйна, можно лишь догадываться о зарождении нового стиля, гармонично вытекающего из традиций криминальной литературы, но имеющего свои характерные черты и особенности.

Дай мне руку, тьма

Дай мне руку, тьма (Darkness, Take My Hand, 1996) — второй роман Денниса Лихэйна. Писатель охарактеризовал его как перебор. В романе дано гротескное описание событий прошлого, предшествующих истории Патрика Кензи и Анджелы Дженнаро, описанных в предыдущем романе Глоток перед битвой.

Частные детектив Патрик и Анджела соглашаются помочь психиатру из Бостона, который просит их защитить его и сына от домогательств со стороны неизвестных. Патрику удается выяснить, что в этом деле замешана ирландская мафия, нанявшая пару сумасшедших убийц. Чем дальше заходит дело, тем больше и больше трупов растет вокруг детективов. Неожиданную подсказку Кензи находит не в реальной жизни, а в своем прошлом. Анджела и Патрик вспоминают о жутких событиях своей молодости, когда они видели подобные же убийства. Но тогда подозреваемый был арестован и более того провел в тюрьме порядка 20 лет. Встает страшный вопрос. Кто же орудует в этот раз? и кто настоящая цель маньяка?

В романе писатель представляет перед читателями целый ряд ужасающих персонажей. Иногда ужас от их восприятия намеренно снимается комизмом сцен (Бубба Роговский), но для большинства портретов характеристика патология, слишком мягкое слово. И хотя автор избегает описания подробностей, жестокость с которой совершены убийства, просто ошеломляет. Интересно, что Лихэйн не опускается до любования насилием, большинство жестоких сцен имеют переклички с классиками, например, с Божественной комедией Данте.

Все эти персонажи жгут, убивают, насилуют, мучают. А убийства напрямую связанны с биографией главных героев серии – Патриком Кензи и Анджелой Дженнаро, их родные жертвы или участники банд. Вместе с ними они ходили в школу, росли в одном городе и гуляли на одних улицах. В итоге Патрик выносит этому разгулу справедливый вердикт, описывая все убийства как акт самовольного насилия.

Критики находят элементы сходства в этом романе со знаменитым фильмом Дэвида Финчера Семь. Книга и фильм вышли в одном году и оба рассказывают об убийцах, которые хотят преподать урок, посредством ужасных уроков. Они делают громкие заявления и философствуют на фоне садистски убитых людей.

Романы Денниса Лихэйна – великолепная иллюстрация огромного потенциала, заложенного в человечестве и ориентированного на зло. Зло во всех его произведениях в романах Лихэйна, кажется всеохватывающим. Автор словно забыл о любых прочных этических принципах и моральных устоях. Проявление жутких сцен и аморального поведения заметно уже в первом романе серии, когда происходит убийство безоружного. А жертвами обычно бывают чистые и невинные люди, убитые или доведенные до самоубийства, дети и при этом автор нигде не дает простого ответа, почему зло нацелено на самых слабых. Он словно пытается окунуть своих читателей в поток насилия, показывая самые отвратительные черты зла, вынуждая их остановиться, не доходить до той точки когда зло может быть перенесено из воображаемого мира в реальный.

В этой мрачной и жуткой истории, есть единственный лучик надежды, когда любимая Патрика также убита,детектив находит поддержку, которую и сам оказывает скорбящей Энджи.

Святыня

Третий роман Денниса Лихэйна — Святыня (Sacred, 1997) продолжает рассказывать о Патрике Кензи и Анджеле Дженнаро. Частных детективов в этот раз нанимает умирающий от рака миллионер Тревор Стоун, желающий найти свою дочь Дезире. Задание таит в себе опасность, поскольку предыдущий детектив Джей Беккер, к тому же наставник Паркера, пытавшийся заниматься поисками девушки бесследно исчез. Столь стандартное, даже можно сказать шаблонное начало романа предвкушает развитие в традициях крутого детектива. Патрик и Энджи после ужасных событий описанных в предыдущем романе Дай мне руку, тьма закрыли свой офис и решили больше не попадаться на удочку, обещающую легкое обогащение. Но невероятно по сумме предложение Стоуна и желание выручить из беды своего учителя, подталкивают бывших детективов взяться за очередное дело. Начало романа сильно напоминает классику жанра – романы Реймонда Чандлера. А умирающий богач, вдовец и его избалованная дочь всеми мыслимыми и немыслимыми способами намекают на характер дальнейшего действа.

Детективы выясняют, что Дезире в последний раз видели в весьма сомнительной компании. По следам этих сомнительных личностей и отправляются в очередное путешествие Патрик и Энджи. В ходе расследования возникает немало вопросов о причастности девушки к собственному похищению.

Святыня – пожалуй, самый спокойный роман Денниса Лихэйна, пристально и заботливо разворачивающего логику поисков девушки. Строгая последовательность событий в сюжете и хорошо прописанный тандем Патрика и Энджи в этом романе напоминает классические крутые детективы. Неожиданная концовка не портит впечатления.

Но все мои предыдущие слова о спокойствии, покажутся неправдой, особенно если читатель впервые сталкивается с романами Денниса Лихэйна. Чем дальше разворачиваются события, а детективы продвигаются по пути своих поисков, тем чаще вокруг них начинают падать трупы. А писатель не забывает окатить читателей холодным душем из предательства, избиения, сленга и ненадежных людишек.

Роман сильно отличается от первых книг Лихэйна. Американский писатель пытается играть с читателем в игру, довольно улыбаясь после очередной своей выдумки. Тон повествования менее мрачный, ведь именно в этом романе Лихэйн уделяет немало внимания диалогу между своими главными героями, чей дуэт выглядит лучом солнца в мрачном царстве.

В этом романе поднята тема, которая связывает многие произведения Лихэйна — тема моральной опустошенности в кварталах богатых жителей. Отсутствие этики и безликие жители противопоставляются обитателям дешевых окраин, где насилие творится на улице, но большинство жителей имеют внутренний стержень.

Отдельно следует сказать о стиле Денниса Лихэйна. Писатель, воспитанный в традиции крутого детектива, признается, что очень хорошо слышит любые нюансы в диалогах. Он словно музыкант родился с абсолютным слухом и чутьем к диалоговой форме повествования. И действительно его диалоги очень разноплановые по своему характеру. При этом Лихэйн использует очень простые фонетические средства и элементарные приемы, передавая интонацию или контекст речи своих героев. В романах можно видеть жесткие, остроумные, пугающие и дразнящие. Писатель пытается передать посредством реалистичных и характерных диалоговых фраз характер персонажа или характер конкретной ситуации.

Роман Святыня был отмечен премией Ниро и номинирован на премию Шамус, как лучший роман о частном сыщике.

Прощай, детка, прощай

Четвертый роман Денниса Лихэйна Прощай, детка, прощай (Gone, Baby, Gone, 1998) в серии о Патрике Кензи и Анджелле Дженнаро поднимает больной для автора вопрос, который автор задает своим читателям с такой силой и энергией, что трудно забыть его мощь.

Одной из центральных тем всего творчества Дениса Лихэйна являются дети-жертвы. Автор не гонится за дешевой популярностью или сенсациями, он действительно обеспокоен невыносимым положением самых слабых членов человеческого общества. Наркотики, зомбирование через телевизор, повальная коммерциализация лишает их надежды и радости, а в худшем случае по отношению к ним совершаются гнусные акты насилия. Чувство безнадежности и безвыходности один из фирменных приемов Лихэйна, который пытается выбить любую почву из тиражирования насилия и любых попыток оправдать зло. Ключевой момент для этой философии, все без исключения отрицательные персонажи выросли из неблагополучных семей или прошли через жестокое обращение в детском возрасте. Лихэйн бросает свой отчаянный вопрос обществу, где жестокое обращение с детьми становится нормой.

Центральный элемент романа Прощай, детка, прощай — похищение Аманды Маккриди, которая в итоге будет найдена Патриком и Энджи, но похищение лишь часть цикла незаконных операций, организованных горсткой изгоев-полицейских. Хранители порядка пытаются изъять детей из неблагополучных семей и передать их любящим родителям, тем самым совершая беззаконное милосердие.

Моральная дилемма, вернуть ли Аманду к матери, больше похожей на чудовище матери или оставить ее в семье детектива Джека Дойла, который любит девочку и готов обеспечить ее будущее, м вопрос не из легких. Писатель не предлагает готового ответа, Патрик и Энджи принимают противоположные решения, это становится предлогом для расставания.

По сюжету романа снял свой дебютный фильм известный голливудский актер Бен Аффлек. Фильм был положительно оценен рецензентами и критиками и получил целую гирлянду премий, в том числе Оскар за лучшую женскую роль.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)