Все мертвые обретут покой

Первый роман из серии о Чарли Паркере Все мертвые обретут покой (Every Dead Thing, 1999) ирландского писателя Джона Коннолли получил высокое признание критиков за свое великолепную стилистику и сложную сюжетную структуру, а также премию Шамус, несмотря на ужасающие сцены, изображенные в романе.

Полицейский детектив Чарли Паркер по прозвищу Птица возвращается после пьяной ночи в местном пабе, куда он ушел после домашней ссоры, и обнаруживает тела жены и маленькой дочери. Обе были ослеплены и изуродованы, прежде чем их убили. Паркер после этого буквально сходит с ума от чувства вины и тоски, он бросает пить и посвящает все свое время поискам, но поскольку убийца не оставил никаких зацепок в течение двух недель дело буквально пылится на полке. Снедаемый совестью, он вынужден уйти с работы, чтобы посвятить себя поискам маньяка. Птица чувствует себя виноватым в том, что не смог защитить жену и ребенка, а потому готов использовать любые слухи или намеки, чтобы найти убийцу. Спустя несколько месяцев один из сотрудников ФБР из Нового Орлеана, рассказывает ему о провидице, которая может обнаружить убийцу благодаря своим сверхспособностям.

Паркер отправляется в Новый Орлеан, обращается к провидице, которая рассказывает о еще одной жертве маньяка, известного как Путешественник. Хотя тело погибшей девушки обнаружить не удается, зато бывший детектив обнаруживает, что маньяк был настоящим монстром, и на протяжении тридцати лет зверски убивал детей на территории штата. Но улик обнаружить не удается, зацепок нет, и опять Паркер оказывается ни с чем.

Вернувшись в Нью-Йорк Птица встречается со своим бывшим коллегой Вальтером Коулом, который приглашает его подработать частным детективом и найти пропавших женщину и мальчика. Паркер соглашается, отчасти чтобы загладить вину перед самим собой, за жену и дочь. Значительная часть романа рассказывает о том, как Паркер обретает веру в себя благодаря удачам в поисках преступников, виновных в гибели детей, монстров мучающих и убивающих детей.

Поиски Путешественника начинаются всерьез, когда Паркер возвращается в Новый Орлеан, куда его позвала провидица, сообщив о возвращении Путешественника. Паркеру помогают в поисках психолог Рейчел Вульф и пара киллеров геев, которые поражены чудовищными преступлениями и желают покарать монстра. Один из них неожиданно убивает во время криминальной разборки Путешественника.

Роман написан как настоящий экшн, наполненный насилием, но прекрасно выстроенный, со сложной структурой и великолепно стилизованный. Недостатки Паркера вызывают симпатию к герою, а его остроты — улыбку. Повествование буквально усеяно интересными фактами, которые создают особую атмосферу занимательности в романе. Несмотря на пугающую жестокость, книга трогает нас до глубины души, особенно для людей не страшащихся пуститься в опасное путешествие вместе с главным героем, готовым пойти до конца. Увлекательный роман, достойное начало великолепной серии.

Порода убийц

Начало третьего романа (Порода убийц — The Killing Kind) о Чарли Паркере, главном герое серии жутких романов Джона Коннолли выдержано в традиционных для крутого детектива тонах. Частного детектива Паркера уже известного своим умением распутывать дела отдающие сверхъестественным душком нанимают для расследования подозрительного самоубийства девушки, чей труп был обнаружен на пустынной дороге в Мэн.

Убийство связанно с таинственной фундаменталистской сектой, известной как Арустукские Баптисты (Aroostook Baptists), которая по официальным данным исчезла еще в начале 60-х годов. Погружаясь в расследование таинственного убийства Паркер обнаруживает место массового захоронения членов секты, а в результате вынужден испытать на себе всю мощь гнева и преследования фундаменталистов. Его донимают евангелисты-телевизионщики, прикрывающие свои грязные делишки пропагандой против абортов, анти-гомосексуалисты и боевики с антисемитскими склонностями.

В очередной раз Джон Коннолли рукой Паркера открывает полог, за которым скрываются самые темные пороки, которые возможно скрыть красивой завесой из религиозной идеологии. Впервые в этом романе Коннолли столь откровенно показывает взаимосвязь религии и криминала. Если в первых двух романах ирландского автора читатели видят религиозные мотивы преступности, в третьей книге религия и криминал стоят на равных и писатель показывает до какой степени можно извратить направленные на высокое и чистое идеи. В этом романе впервые ясно и четко презентуется религиозная философия главного героя. Чарли Паркер – падший ангел, движимый стремлением искупить свои грехи против Бога борьбой с другими падшими ангелами. Чуткий, задумчивый и чуткий к боли других людей, Паркер существует в запредельной эсхатологической реальности. В первом романе мы узнаем, что жена и дочь детектива были убиты, а вместе с ними герой словно уходит в другую реальность, на темную сторону, с которой мы сами регулярно сталкиваемся в повседневной жизни, но от которой стремительно уходим при каждой встрече.

Жуткие персонажи проходят перед главным героем. Коннолли активно использует современную мифологию и фольклор для сознания моральных и физических уродов, с которыми вынужден бороться частный детектив. Это фантастическое описание преступного сообщества создает иллюзию, что романы Джона Коннолли относятся к жанру фантастики или фэнтези, но четкий образ расследователя и сюжетная линия в виде расследования на котором развешены ужасающие своей нереальностью истории придают уверенность, что столь непохожий для детектива антураж, попытка найти новый язык, новые ощущение для приевшегося жанра.

Белая дорога

Роман Белая дорога (The White Road) ирландского писателя Джона Коннолли продолжает серию о сверхъестественных приключениях и расследованиях Чарли Паркера. Сюжет романа крайне запутан, но медленное и спокойное расследование Паркера, за которым пристально следит автор, все расставляет по своим местам.

На этот раз Паркера просят защитить чернокожего молодого человека по имени Атис Джонс. Джонса обвиняют в изнасиловании и убийстве белой девушки. Молодой человек невиновен, но обречен, поскольку смерть девушки связана с цепью трагедий в прошлом, когда предки Джонса были рабами в семье убитой. Паркеру удается распутать непростой клубок отношений, начало которого лежит в прошлом, но в этот момент его настигает другой его всемогущий противник — Киттим.

Выпутаться из переделки помогают неизменные помощники Луис и Ангел. Вся история возрождает традиционные для Американского Юга темы самосуда, линчевания и превосходства белой расы. А как известно национальный или расовый конфликт решить с помощью логики пока не удавалось.

В романе есть и другая линия — освобождение Преподобного Фолкнера, давнего противника Паркера, который поклялся убить не только своего оппонента, но и его раненную подругу. И лишь совместный залп Паркера, Луи и Ангела позволяет не время избавиться от этой угрозы.

Рецензенты часто сравнивают романы Джона Коннолли с работами Стивена Кинга и Томаса Харриса, подчеркивая силу и напор, с которым ирландский писатель изображает патологически ненормальных и его интерес к сверхъестественному миру. И действительно в романах Коннолли постоянно встречаются темные проявления из мира мертвых, черные ангелы и другая дьявольщина. Проявления потустороннего мира не просто вторгаются в мир людей, но пытают и убивают, искривляя пространство и разрушая моральные принципы. Правда в романе Белая дорога писатель отмечает, что люди сами создали свой ад, своими действиями превращая обычную жизнь в загробную. Но выход есть, по его словам доброе дело может искупить совершенное в прошлом зло. Но ни зло и ни искупление — основные темы Коннолли. По мнению писателя, главное зло — это отсутствие сострадания, когда люди относятся к другим лишь как к объектам.

Тема отсутствия сочувствия или сопереживания (empathy) к другим людям основана в соответствии с философией писателя на трех проблемах нашего общества: отсутствии сострадания, очищения и спасения. Но для главного героя — Чарли Паркера эти темы имеют в основе вовсе не религиозный оттенок, а самое что ни на есть практическое значение. Сразу следует оговориться, любые действия для Коннолли имеют свои сверхъестественные последствия. Мы не станем подробно вдаваться в детали, но еще раз повторим, романы Джона Коннолли не призывают обращаться к религиозным практикам, спасаться с помощью священных обрядов, хранимых в мировых религиях, его истории свободно используют как христианские, так и иудейские, анимистские и манихейские символы. Коннолли по нашему мнению пытается говорить не о религии, а о практической жизни, рассматривая ее под таким несколько непривычным углом.

К пониманию этих истин сам Паркер приходит через небывалые страдания (убиты его дочь и жена), трудным путем освобождения от подозрений, поскольку сам Паркер был главным подозреваемым в убийстве семьи, а главным образом в очищении от мук совести. Герой долгое время винит себя в смерти родных. В более поздних романах семейная трагедия продолжает давить тяжелым грузом на его сознание, отчего он соглашается помочь людям, попавшим в похожее невыносимое положение.

Но итоговый вывод романа Белая дорога неутешительный. Все люди независимо от того что они переживают в жизни и как они проживают свою жизнь, богатые и бедные, красивые и уродливые, счастливые и несчастные, все идут по Белой дороге — дороге к смерти.

Черный ангел

Начало романа Черный ангел (The Black Angel, 2005), ирландского писателя Джона Коннолли, — удивительно прозаичное. Чарли Паркер пытается разыскать Алису Темпл, девушку одного из своих помощников. Но расследование заводит его в глубины сверхъестественного измерения, гораздо дальше, чем это было возможно в ранних романах. К этому времени Паркер немного успокоился от давившего на него груза вины за убитых жену и дочь. У него появилась женщина, родилась дочь, но внезапно он обнаруживает, что в убийстве своей жени и дочери, как и в похищении разыскиваемой девушки повинен Черный ангел, подпитывающийся душами людей. Отношение писателя к сверхъестественным существам и явлениям двоякое. С одной стороны, силы зла подпитываются страхами и ошибками обычных людей, множат и наращивают зло, подталкивая человечество к катастрофе. С другой стороны, все эти существа выглядят нелепо и даже порой смешно. Они регулярно попадают в глупые ситуации, которые Коннолли описывает очень эмоционально, и в конечном счете большинство из замыслов рушится. Например, Коннолли очень гротескно описывает одного из ангелов по имени Брайтуэлл, поскольку тот страдает от ожирения, но одновременно он очень ловкий и проворный человек. Портрет потеющего и задыхающегося толстяка, этакого урода не вызывает страха, даже несмотря на его сверхъестественные способности.

Сюжет романа предполагает поиски двойника Черного ангела, замурованного в католическом монастыре. После долгих розысков в средневековых документах, Коннолли с мрачным юмором рассказывает, что ангел обнаруживается под личиной дилера, торгующего древностями. Переход от человеческого измерения к сверхъестественному в истории Паркера не уменьшает количества убитых обычных людей, в результате расследования. Не только частный детектив охотится на ангелов, они также хотят наказать Паркера, за то, что он игнорировал их в этой и прошлых своих жизнях.

Однако успехи на сверхъестественном фронте оборачиваются неудачей на личном. Рейчел, подруга Паркера, уходит от него и забирает с собой маленькую дочь. Причиной для этого разрыва служит попытка покушения на ее жизнь помощников Брайтуэлла.

Чем дальше развивается серия, тем все меньше криминального звучания остается в книгах, все больше мы встречаем метафизики или точнее своеобразной версии демонологии. В романе Черный ангел, Паркер узнает, что он один из бывших ангелов заключенных в человеческие тела и обреченных бродить среди людей, а в случае если он будет убит, то вновь возродится в новом теле. Девятнадцать ангелов охотятся на людей и убивают их, движимые разными причинами. Большинство из них и есть главные противники Паркера, который единственный из павших чувствует к людям сострадание. Но поскольку уничтожить ангелов нельзя война переносится из сферы физической в этическую плоскость и конца ей не видно.

С продолжением серии читатели начинают понимать, что крестовый поход Паркера никогда не закончится. Главный герой движим желанием быть оправданным, а к этому, по мысли Коннолли, может привести не столько добрая жизни, сколько стремление к справедливости, попытка добиться ее любым путем, используя любые методы. А потому жизнь и поступки Паркера с трудом укладываются в традиционные моральные или религиозные представления, упорядочивающие жизнь обычного человека. Он чуток к людским проблемам, очень внимателен и дружелюбен, но при этом он обычно полностью игнорирует любые другие законы, обычаи, судебные процедуры или нормы морали. В погоне за преступником он регулярно убивает, как в попытке настичь злодея, а также из самообороны.

В романе Черный ангел многое становится ясным и понятным. Проясняются истинные мотивы противостояния Чарли Паркера и его оппонентов. Джон Коннолли словно озвучивает правила игры, по которой играет его герой и другие персонажи завораживающей саги.

Неупокоенные

Чарли Паркер по прозвищу Птица, бывший полицейский следователь, а ныне частный детектив, работает охранником Ребекки Клей, преследуемой безжалостным маньяком. Ребекка — дочь уважаемого детского психолога Дэниеля Клея, специализировавшегося по детям подвергшимся насилию, пропавший несколько лет назад при загадочных обстоятельствах, заставляющих подозревать его в педофилии. Меррик — маньяк, преследующий дочь Клея и желающий отомстить за смерть собственной дочери, якобы убитой психологом.

Джон Коннолли закручивает интригу и позволяет своему герою попасть между людьми, которые хотят найти правду и теми, кто хотят оставить все в тайне любой ценой. Но как говорится в известном спиричуэлсе Все дороги ведут в Галаад, загадочное место в северном Мэне, где несколько лет назад обосновалась секта, обвиняемая в жестоком обращении с детьми. Паркер все глубже погружается в пучину историй о страшных злодеяниях и вопросов без ответа. Главным образом, кто руководит людьми, которые словно пешки в чьей-то игре выполняют волю неизвестного другого?

Коннолли удалось написать очень мрачную книгу, пронизанную чувствами отчаяния и одиночества. Необыкновенный, завораживающий стиль романа английского писателя заставляет почувствовать, как Паркер буквально плывет по жизненному течению, опускает руки, поскольку все, кто пытается стать на сторону добра, безжалостно сметены потоком зла, и не способны остановить волну насилия в отношении детей по всему миру. Коннолли до самого финала, до последней страницы, даже строчки не дает надежды на победу. Только в самом конце читатель видит слабый проблеск — возможный, вероятный просвет, нить веры в возможность выйти из бесконечно мрачного туннеля.

Стиль и проза Коннолли столько неотразимы и незабываемы, что сложно не удержаться, чтобы не продолжить чтение серии на языке оригинала. Хотелось бы высказать огромную благодарность переводчику этих романов А. Шабрину за великолепную работу с языком романов, детали которой в отдельной рецензии отразить сложно. Будем надеяться, что русскоязычные читатели смогут продолжить знакомство с новыми романами, в не столь далеком будущем.

Великолепный язык и стиль романа не создают столь удручающего впечатления, как сюжет. Гамма самых разнообразных эмоций, переживаний и расцветок захлестывает прозу Коннолли. Масса интересных персонажей, выписанных столь рельефно, что на фоне бесконечно темных историй в этой серии, они кажутся яркими и положительными героями, хотя в другой ситуации мы, вероятно, отнесли бы их к лагерю преступников.

Очередной великолепный роман ирландского писателя Джона Коннолли (Неупокоенные — The Unquiet, 2007) заставляет, сдерживая дыхание безотрывно следить за приключениями, вернее сказать путешествием по самым темным коридорам современного триллера. Оторваться от книги невозможно, такой заразительный импульс придает заряд данный автором в самом начале романа, и невероятно прибавляет обороты при каждом новом витке сюжета. Но когда же наконец, Паркер увидит немного света, обретет немного счастья?

Гнев ангелов

В глубине леса обнаружены обломки самолета, который невозможно идентифицировать, а к тому же ни одна из организаций не заявляет о пропаже самолета. Среди обломков обнаружены только список людей, которые заключили сделку с Дьяволом. Именно вокруг списка начинается борьба, людей которых не хотят, чтобы их имена были известны и тех, кто считает список орудием в борьбе против сил зла. Среди преследователей красивая женщина со шрамами и любовью к убийству, тихий ребенок, который помнит свою смерть и серийный убийца, известный как коллекционер.

Так начинается очередной, уже одиннадцатый, роман ирландского писателя Джона Коннолли из серии о частном детективе Чарли Паркере. Русским читателям хорошо знаком этот сыщик, охотящийся за злом в самых различных его проявлениях, по книгам, первые (Все мертвые обретут покой, Темная лощина, Порода убийц, Белая дорога, Черный Ангел) из серии о Паркере были переведены на русский, а автор по фильму Проклятая (The New Daughter, 2009) с Кевином Костнером в главной роли.

Роман в очередной раз погружает читателей в таинственную атмосферу сверхъестественного, которую так любит ирландский автор. Но вас ожидает довольно мрачный сюрприз, с таким мрачным изложением вы еще не сталкивались, целая вереница отступлений описывающих предысторию героев словно удушающие миазмы отравляют атмосферу этого романа, а автор постепенно с неумолимой логикой стягивает эти судьбы в единый клубок подводя все темные истории к единой развязке. Читатели знакомые с романами этого автора знают о его способности к перевертышам, когда лучшие оказывается ужасным, и казалось бы опереться не на что, но автор всегда умеет держать разумный баланс между развратной жестокостью и любовью к героизации, которой отличаются произведения Коннолли.

The Woman in the Woods

Должен признаться, что я не очень люблю хорроры ни в кино, ни в литературе. Не испытываю удовольствия и от прочтения книг на мистические или оккультные темы. Но не могу пройти мимо трех авторов отличившихся в этом жанре — Фрэнсис Йейтс, Джон Коннолли и Умберто Эко.

«Маятник Фуко» раз и навсегда закрыл для меня тему, точнее открыл глаза на возможности бесконечных цепочек совпадений символов в различных культурных микрокосмах, не имеющих практической ценности, кроме как отвлекать суетливых безумцев от нормальной жизни, чтобы остальные люди могли жить спокойно и разумно.

«Искусство памяти» я регулярно перечитываю, чтобы напомнить себе, насколько ограничено наше сознание и насколько необъятен мир непознанного, даже в самом человеке.

Наконец я читаю серию о Чарли Паркере и удивляюсь самому себе. Почему я не могу оторваться от романов, написанных в нелюбимом жанре? Как этому писателю удается подцепить меня, используя все, от чего я сознательно стремлюсь отгородиться?

Очередной роман серии «Женщина в лесу» не хуже и не лучше остальных — он органическое продолжение цикла, еще один из уголков необъятной вселенной, созданной ирландским писателем.

Начинается история как обычный детектив. В лесу находят тайную могилу с полуразложившимся трупом женщины, и начинается полицейское расследование. Эксперты уверяют, что перед смертью женщина родила ребенка, и все бросаются на его поиски.

А дальше все как обычно у Коннолли, сюжет летит с катушек и на сцене появляется зло. Оказывается женщину, точнее ее ребенка ищут не только полицейские, но и маньяки-оккультисты, верящие в возможность бессмертия. Они полагают, что убитая женщина украла тайную книгу под названием «Сломанный атлас», раскрывающую тайну как погубить весь мир и обрести вечный покой.

Очень и очень динамичный и сильный роман. Примечательно, что загадки в нем автор прячет словно матрешку. Открываешь одну, а там тебя ждет уже следующая, открываешь, а там еще одна. Последнюю загадку писатель неожиданно оставляет закрытой, отсылая поклонников к следующему роману цикла. Очевидно, готовится финальная схватка, и мы будем свидетелями последних аккордов Чарли Паркера.

Роман оставляет яркое впечатление. Ощущение, что Коннолли еще только разгоняется. Лишнее свидетельство этому, постоянное выдвижение последних произведений из цикла на различные литературные премии.

На меня он оказал ну совсем неожиданное воздействие, я стал задумываться о том, что же я на самом деле читаю своим детям на ночь.

Добавить комментарий