Лучший современный автор шпионских романов

Начало биографии англичанина Дэвида Корнуэлла не давало особых оснований подозревать в нем популярного писателя. В молодые годы он проявил себя как ученый в области лингвистики, преподавал в Итоне — одном из самых престижных британских частных закрытых учебных заведений, с конца пятидесятых годов в течение пяти лет был сотрудником Интеллидженс Сервис на дипломатической службе Ее Величества в Берлине и Берне.

Но уже в 1961 году опубликовал первый роман под псевдонимом Джон Ле Карре (John le Carré), и это имя спустя несколько лет встало в один ряд с именем такого знаменитого британца, мастера политического романа, как Грэм Грин, который в 1966 году сказал о Ле Карре: Это лучший современный автор шпионского романа.

Шпионским был и первый роман, но бестселлером (17 миллионов экземпляров за два года) стал третий — Шпион, пришедший с холода (The Spy Who Came in from the Cold, 1963). Военный и политический шпионаж в период холодной войны, о котором автор знал не понаслышке, кормил многих писателей по обе стороны баррикад. Но лишь немногим удалось отойти от надуманного романтизма и изображении этой деятельности. В это число вошел и Ле Карре. Так же как Грэм Грин, он избрал иронико-разоблачительную интонацию в повествовании о делах и людях на разных этажах британской разведки. Позже Ле Карре неоднократно подчеркнет эту позицию, определив свои романы как анти-бондовские (имея в виду серию Яна Флеминга о Джеймсе Бонде — агенте 007). Бонд — проститутка, — говорил Ле Карре.  Бонд как раз такая фигура, которая помогает нам уйти от действительности… Все у него фальшиво. Ле Карре чужд культ жестокости и насилия, романтики тайной войны. Разведчики в его романах  обыкновенные люди, порой даже неожиданно слабые, плохо подготовленные, что ярко показано и в Шпионе…, и в Войне в Зазеркалье. Детективная интрига в них весьма специфическая. Я взял людей незначительных, безымянных, заурядных, подобных каждому встречному прохожему, и оставил их в полнейшем хаосе, в магме шпионажа. Как бы смогли выбраться эти люди? С помощью усердия, предательства или безумия? Поиск ответа на эти вопросы очень увлекает меня.

Важно отметить, что выбор таких героев  не случайность и не произвол, еще менее  желание показать несостоятельность Интеллидженс Сервис. Цель автора весьма серьезна: он утверждает, что руководство (выступающее в его книгах под названием Контроль, Оперативный Департамент) осознанно идет на подставки своих людей, жертвует ими либо для упрочения позиций более важной агентуры (Шпион…), либо для имитации собственной кипучей деятельности, будучи в состоянии только зеркально повторять опыт и приемы периода второй мировой войны. Война в Зазеркалье (авторское название  Зеркальная война  более точно передает смысл)  довольно грустный и странный шпионский роман. Его критическая направленность (как и в Шпионе…) сочетается с безусловно работающим на повышенный читательский интерес подробностями подготовки резидентов, из нервной и напряженной работы за кордоном. Но при этом автор постоянно дает понять, что руководство Оперативного Департамента как-то несерьезно относится к миссии резидента. Неоднократно проскальзывают фразы об учебных действиях, о том, что игра есть игра и нужно добиваться того, чтобы все было как на войне.

Единственный человек, который не играет в эти игры,  постоянный герой большинства романов Ле Карре Джордж Смайли, разведчик-ас. В Войне в Зазеркалье он представляет параллельную организацию, именуемую Цирком, и, не посвященный в аферы Оперативного Департамента, из чувства профессиональной солидарности предлагает реальную помощь в вызволении проваливающегося незадачливого резидента, однако, она отвергается. Нужно быть настоящим солдатом. Случайности войны…

Смайли уже не плохо известен русскоязычному читателю. Наиболее значителен в этом плане, по мнению английской критики, роман Маленькая барабанщица (The Little Drummer Girl, 1983) об арабо-израильском конфликте. А как детектив-любитель он проявил себя в одном из первых романов Ле Карре — Убийство по-джентльменски, действие которого происходит в Англии после второй мировой войны. Много лет отдавший службе в Интеллидженс Сервис, он ушел в отставку — в мирное время так совсем не то.

Кстати надо сказать, что одна из сильных сторон творчества Ле Карре — качественная фактура материала, создание объемных, психологически проработанных образов, развернутая характеристика обстановки, в которой происходит действие.

Добавить комментарий