Бонд. Джеймс Бонд

Бонд. Джеймс Бонд

Долгие годы об этих популярнейших фильмах мы слышали в основном плохое. Только Владимир Высоцкий сказал об их герое с доброй иронией1. Потом отношение смягчилось. В 80-е даже закупили Никогда не говори никогда. Зря, кстати — фильм в официальную бондиану не включен, поскольку продюсировался не ее крестным отцом Альбертом Брокколи. В 90-е у нас не только появились лицензионные видеокассеты, но и телевидение начало крутить бондиану. Отечественные издания активно начали перепечатывать из западных журналов и Интернета информацию об агенте 007 — скольких женщин он соблазнил на протяжении всех фильмов, сколько сигарет выкурил, сколько выпил бокалов любимого коктейля (водка с мартини, взболтать, не перемешивая), сколько и каких автомобилей сменил, сколько выстрелов и из какого оружия сделал. Любой видеоман наизусть перечислит пять исполнителей Бонда — Коннери, Лазенби, Мур, Далтон, Броснан, кто-то даже вспомнит всех бонд-герлз. Но все же знакомство с бондианой мы начали с ее конца. А это и качество другое, и Бонд другой. Конечно, одинаковым он никогда и не был.

Первый Бонд, воплощенный Шоном Коннери — герой 60-х, времени холодной войны с ее железным занавесом, сексуальной революции и неостывших иллюзий. Киношный Бонд стал, по сути, пародией на все это и потому сильно отличался от литературного прототипа — этакого нибелунга с лоском английского джентльмена. Бонд-Коннери куда живее и забавнее. Противники его до смешного романтичны. У Доктора Но не только протезы вместо обеих рук, да еще и сердце с правой стороны, Ларго одноглаз, Голдфингер подчеркнуто неприятен, а злобная дама, бывший начальник отдела безопасности СМЕРШ — Баба Яга в худшем исполнении.

Роджер Мур, державший марку Бонда дольше всех — с 1973 по 1985, сохранил главные его черты. И прежде всего — иронию. Только сдержанная усмешка Коннери сменилась до смешного постоянным каменным выражением лица Мура, перемежающимся детским удивлением, пружинящая походка — уверенной поступью. А потом начались проколы. Бонд конца 80-х в исполнении Тимоти Далтона начинает терять облик. Он не мог не измениться — если Коннери и Мур были почти ровесниками своего героя, то Далтон годился ему в сыновья. Но была и другая причина. Размягчение противостояния двух систем измельчило злодеев и лишило Бонда поля деятельности. Новый Бонд оказался героем не то мелодрам, не то стандартных полицейских боевиков. Он слишком серьезно относится к тому, что делает, а сказанное в его адрес: Видно, что вы англичанин — у Вас есть стиль — звучит горьким сарказмом.

Бонд 90-х достался Пирсу Броснану. И здесь непобедимый Бонд сдался двум монстрам — воинствующему феминизму и страху перед разваливающейся, но вооруженной Россией (а для Западе и сейчас Россия — все пространство Союза). И вряд ли стоит винить в этом нового продюсера, дочь покойного Брокколи. Тут работает время. Дело даже не в том, что всесильным М, шефом разведки MI-6 стала мужеподобная женщина, запросто хамящая адмиралам. Бонд-Броснан очень старается подражать Бонду-Коннери, но уже боится заигрывать даже с секретаршей шефа Мэнипэнни, раньше не скрывавшей своего к нему благоволения, крайне осторожен в общении с женщинами, да и количество их сократилось. В Золотом глазе та же Мэнипэнни обвиняет Бонда в сексизме (по нынешним временам, это уже призрак судебного преследования), а в Завтра не умрет никогда он получает по физиономии от бывшей любовницы — раньше женщины на этого Казанову не обижались. Подруг ему подбирают осторожнее — предпочтительны гражданки России или Китая (там еще о харасменте только шутят или вовсе не слыхали), в крайнем случае, датчанки. Когда-то Бонд появился на экране как азартный игрок, теперь остывает даже к карточному столу. Он стал послушен бюрократии — за каждую мелочь расписывается в ведомости. Стал более нервным — это нравится зрительницам 90-х — волнуясь, пьет Смирнофф, уже не разбавляя мартини и не добавляя дольку лимона.

Но наиболее существенный момент — изменение отношения Бонда к русским. Больше четверти века — от Доктора Но 1962 года до Лицензии на убийство 1989 года — агент 007 соблюдал политкорректность строже большинства политиков. Ни в одном фильме он не действовал прямо против СССР или стран Варшавского Договора. Должно быть, из чувства благодарности — в первом романе Флеминга Казино Ройаль сотрудник советской контрразведки спасает Бонду жизнь. К советским коллегам Бонд был почтителен. Неслучайно у нас создателей сериала не предавали анафеме, а Шона Коннери пригласили в совместный фильм Красная палатка — этот случай и стал основой для известной песни Высоцкого. Если Бонд и убивал русских, то обычно предателей или заговорщиков. Иногда он сотрудничал с КГБ, спасал русских космонавтов (Ты живешь только дважды) и сражался бок о бок с русскими моряками (Шпион, который меня любил), даже заработал Орден Ленина. Разве что Бонд-Далтон в 1987 году вынужден был принять короткий бой в Афганистане. А Бонд-Броснан уже в Золотом глазе — заметим, в 1995 году — взрывает объекты и пачками кладет русских солдат на российской территории, да еще разносит дома и памятники Санкт-Петербурга (пусть и ложного), разъезжая по нему на танке. Что поделать — западная публика предпочитает, чтобы с русской мафией боролись прямо в России. Приходится идти на явные натяжки — например, причислять Великобританию к великим державам или Узбекистан к державам ядерным.

Бонд явно выдыхается. Будучи сам пародией, он успел породить массу пародий на себя (даже Гайдай не удержался и снял На Дерибасовской хорошая погода…) и уже не так забавен. Пистолет с глушителем слишком банален, чтобы решать судьбы мира. Публике уже не интересны мифические тайные организации вроде Спектра. Международные злодеи превратились в дельцов и политиков, настолько знакомых по новостям, что скулы сводит. В общем, можно не смотреть на автомобили, костюмы, манеру шутить и стрелять, оружие — а Бонд явно изменяет и своему любимому Вальтеру ППК. И так видно — перед нами уже не Бонд. Сохранив внешний антураж, сериал растерял традиции. После гибели актера Десмонда Ллевелина исчез последний атрибут бондианы — добродушный ворчун Q, создатель всевозможной техники и приспособлений для агентов с двумя нулями. Менялись все, но технарь Q оставался неизменен с 1963 году.

Лично Шон Коннери по-своему сыграл поминальную суперагенту секретной службы Ее Величества в, казалось бы, некомедийном боевике Скала. А Бонда в новом веке осталось только сделать негром, как уже предлагают многие, одеть в шорты и научить танцевать рэп. С припевом: Подайте что-нибудь бывшему суперагенту бывшей секретной службы.

Фильмы, вошедшие в официальную бондиану

1. Доктор Но (Dr. No), 1962 г. Режиссер — Т. Янг. В главной роли — Шон Коннери. Почти случайно утвержденный на роль Коннери в одночасье и надолго становится королем экрана.

2. Из России с любовью (From Russia with Love), 1963 г. Режиссер — Т. Янг. В главной роли — Шон Коннери. Впервые появляется зловещая организация СПЕКТР и упоминаются советская контрразведка, именуемая по старой памяти СМЕРШ, а также болгарские террористы.

3. Голдфингер (Goldfinger), 1964 г. Режиссер — Г. Гамильтон.В главной роли — Шон Коннери. Первый обезвреженный Бондом ядерный заряд.

4. Шаровая молния (Thunderball), 1965 г. Режиссер — Т. Янг. В главной роли — Шон Коннери. Первый фильм бониданы с масштабными подводными съемками. Подводные эпизоды станут традицией сериала.

5. Ты живешь только дважды (You only live twice), 1967 г. Режиссер — Л. Джилберт. В главной роли — Шон Коннери. Бонд не только впервые появляется в форме коммандера королевских ВМС, но и оказывается знатоком японской традиции.

6. На секретной службе Ее Величества (On Her Majesty’s Secret Service), 1969 г. Режиссер — П. Хант. В главной роли — Д. Лазенби, но бывший австралийский автодилер явно не дотягивал до требований сериала.

7. Бриллианты — навсегда (Diamonds are forever), 1971 г. Режиссер — Г. Гамильтон. В главной роли — Шон Коннери.

8. Живи и дай умереть (Live and let die), 1973 г. Режиссер — Г. Гамильтон. В главной роли — Роджер Мур. Бонд впервые сталкивается с наркодельцами.

9. Человек с золотым пистолетом (The Man with the golden gun), 1974 г. Режиссер — Г. Гамильтон. В главной роли — Роджер Мур. Фильм прошел на закрытом просмотре в Кремле. С тех пор установилась легенда об особом внимании советских спецслужб к оснащению агента 007. На самом деле в этом не было необходимости — почти все показанное в сериале было известно по открытой прессе.

10. Шпион, который меня любил (The Spy, who loved Me), 1977 г. Режиссер — Л. Джилберт. В главной роли — Роджер Мур. Ради спасения мира Бонд начинает сотрудничать с КГБ.

11. Мунрэйкер (Moonraker), 1979 г. Режиссер — Л. Джилберт. В главной роли — Роджер Мур. Самая фантастическая — космическая — серия.

12. Только для Ваших глаз (For your eyes only), 1981 г. Режиссер — Дж. Глен. В главной роли — Роджер Мур.

13. Осьминожка (Octopussy), 1983 г. Режиссер — Дж. Глен. В главной роли — Роджер Мур.

14. Вид на убийство (A view to a kill), 1985 г. Режиссер — Дж. Глен. В главной роли — Р.Мур.

15. До потемнения в глазах (The living daylights), 1987 г. Режиссер — Дж. Глен. В главной роли — Тим Далтон.

16. Лицензия на убийство (Licence to kill), 1989 г. Режиссер — Дж. Глен. В главной роли — Тим Далтон. Всплывают латиноамериканские наркобароны.

17. Золотой глаз (Golden Eye), 1995 г. Режиссер — Мартин Кэмпбелл. В главной роли — Пирс Броснан. Русская мафия, английский и русский предатели, молодой и опасный компьютерный гений, космическое оружие. Основная идея — Россия после холодной войны опаснее, чем была во время нее.

18. Завтра не умрет никогда (Tomorrow newer dies), 1997 г. Режиссер — Р. Споттсвуд. В главной роли — Пирс Броснан. Бонд вместе с сотрудницей китайской разведки противостоит информационному магнату, но главный его противник теперь — новые технологии.

19. Мира недостаточно, 1999 г. В главной роли — П. Броснан.

20. Умри но не сейчас, 2002 г. В главной роли — П. Броснан.

Фильмы, вошедшие в неофициальную бондиану

Роман Казино Ройаль режиссер В. Браун экранизировал для телевидения еще в 1954 г., но это появление агента 007 прошло почти незамеченным. Только Брокколи, Янг и Коннери сделали Джеймса Бонда культовым киногероем.

Широко известный, но незаконный фильм Никогда не говори “никогда” (Never say never again), 1983 году. Режиссер И. Кершнер, в главной роли Шон Коннери, состав исполнителей вообще звездный — Брандауэр, фон Зюдов, Каррера, Бессинджер. По сути фильм был римейком самой кассовой серии бондианы Шаровая молния.

Литературная бондиана

Литературная бондиана началась в 1953 году романом Йэна Флеминга Казино Ройаль. До своей смерти в 1964 Флеминг выпустил 14 книг об агенте 007. Два романа-сценария принадлежат Крису Вуду, полтора десятка — Джону Гарднеру, пишущему о Джеймсе Бонде с 1980 года, иногда уже по сценариям. Количество подражаний и пародий учету не поддается.

Феликс Леонидов

  1. Автор имеет в виду текст песни Джеймс Бонд

    Себя от надоевшей славы спрятав,
    В одном из их Соединенных Штатов,
    В глуши и дебрях чуждых нам систем
    Жил-был, известный больше, чем Иуда,
    Живое порожденье Голливуда,
    Артист Джеймс Бонд, шпион, агент-07.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)
1 комментарий
  1. В первом фильме про Агента 007 сыграл в возрасте 41 года. Официально завершил карьеру в роли Бонда в возрасте 43 лет.

Добавить комментарий