Шпионские истории Уильяма Ле Ке

Шпионские истории Уильяма Ле Ке

Большая часть романов Уильяма Ле Ке — это детективы, действие которых происходит в экзотических местах и на модных европейских курортах, а непомерно богатые герои и сказочные красавицы лишь добавляют шарма его историям, больше напоминающим сказки. Ле Ке был хорошо знаком с криминальными ухищрениями и запутанными преступлениями своего времени, но он также хорошо знал вкусы публики, а потому в своих поисках идеального преступления никогда не прославлял преступника.

Ранние истории Ле Ке содержат большие моралистические отрывки, обличающие порок и жадность как своего рода преступления против человека. Например, в рассказах Тайны Монте-Карло (Secrets of Monte Carlo) рассказчиком является генеральный директор департамента по надзору за казино, который повествует о различных уголовных случаях, свидетелем которых он был. В его рассказах постоянно примешаны реплики и комментарии автора, человек, выигравший сегодня, наверняка вернется завтра, чтобы все проиграть или амбиции и жадность — универсальные компоненты человеческой природы. В мире описанном Ле Ке мораль проста: жажда денег — генератор всех преступлений.

Но откуда у писателя появился интерес к шпионским историям? Согласно заявлениям биографа Ле Ке, писатель был агентом Британской разведки до и во время Первой мировой войны. Сам Ле Ке утверждал, что его глубокие знания о действия секретных служб различных стран были основаны на консультациях с представителями британского правительства. Но никаких фактов ни биограф, ни сам писатель при этом не раскрывают, поэтому выводы о его службе в разведке можно делать, только основываясь на его произведениях. А романы говорят сами за себя, Ле Ке хорошо разбирался в вопросах шпионажа и владел информацией недоступной любителям и обывателям. Почти четверть его произведений посвящена шпионажу, которые большей частью были написаны в период с 1890 по 1910 годы.

В конце XIX века Англия воспринимала Францию как основного соперника на мировой арене. Ближе к началу Первой мировой войны к угрозам со стороны Франции начали присоединяться проблемы со стороны России, одной из самых могущественных сил на европейской арене по мнению Ле Ке. В романе Великая война в Англии (The Great War in England, 1894) написанном за три года до предполагаемых событий русские присоединяются к французским войскам во время вторжения в Британию. Подобная точка зрения была очень популярна среди английских военных историков, особенно делавших прогнозы на будущее.

Ярким примером шпионской истории Уильяма Ле Ке служит роман Англия в опасности (England’s Peril, 1899), где английский лорд, член парламента, был убит собственной женой, которая предала родину, поскольку была влюблена в начальника французской секретной службы.

Уже в начале XX века Ле Ке изменил свою точку зрения на Францию и Россию, обратив свое внимание на угрозу, исходящую со стороны Германии. В романах Вторжение (The Invasion, 1906) и Шпионы кайзера (Spies of the Kaiser, 1909) писатель довольно прозорливо описывает начало Первой мировой войны. В предисловии к Шпионам Кайзера Ле Ке предупреждает читателей, что Англия в серьезной опасности перед вторжением Германии, дата которого не за горами. В этом же романе он высказывает предположение о существовании 5 тысяч немецких агентов на территории Великобритании. Во время написания романа Ле Ке много консультировался с военными специалистами и объехал на машине все английское побережье, отмечая возможные места вторжения неприятельских войск. Книга вышла объемная, 550 страниц, включая комплект карт и планов возможного вторжения со стороны Германии. В предисловии к роману Ле Ке пишет: я должен ярко и энергично донести до британской общественности, что может произойти, если враг внезапно появился в нашей среде. Книга выдержала несколько переизданий в том числе серийную публикацию в Дейли Мейл, а также была переведена, по крайней мере на 27 языков, включая арабский, урду, сирийский, японский и китайский. Общий объем различных изданий перевалил за один миллион экземпляров, что было настоящей сенсацией для того времени. Возможно, подобный успех книги был связан с участием в написании книги трех ведущих военных специалистов, которые помогали Ле Ке в написании военно-морских глав романа.

В последние годы своей жизни Ле Ке отошел от проблемных вопросов мировой политики и сосредоточился на сочинении романов и рассказов, посвященных отдельным преступниками. Примером могут служить история Леди в машине (The Lady in the Car, 1908), которая рассказывает о принце Альберте Гессен-Гольштейне, маскирующимся под племянника кайзера. В этот период среди его романов практически не встречаются произведения шпионской тематики.

В 20-е годы Уильям Ле Ке организует Криминальный клуб (The Crimes Club), в который помимо самого писателя входят еще 40 ведущих писателей детективного жанра, например, в клубе состоял Артур Конан Дойл. Члены клуба в 1927 году опубликовали сборник рассказов, объединяющий истории членов клуба. Ле Ке включил в сборник два рассказа, которые ярким образом отражают основные тенденции его творчества. Рассказ Тайна подземного мира (A Secret of the Underworld) повествует о спрятанных в тайных подземельях испанского замка драгоценностях, а Фиолетовая смерть (The Purple Death) отражает увлечение Ле Ке ядами и степенью их воздействия на человека.

По мнению критиков, лучшим в творчестве Уильяма Ле Ке является сборник рассказов Тайны большого города (Mysteries of a Great City, 1919), который содержит двенадцать историй, рассказанных господином Бекком (Monsieur Becq), бывшим руководителем сыскного бюро Парижа. Сборник содержит лучшие криминальные загадки, а господин Бекк является одним из наиболее интересных героев созданных английским писателем. Но рассуждения господина Бекка удивительным образом напоминают рассуждения Шерлока Холмса.

Так в рассказе Таинственная Мадемуазель (The Mysterious Mademoiselle), истории двойного отравления задуманного и выполненного ревнивым и амбициозным врачом, господин Бекк заявляет: Я очень похож на студента, изучающего человеческую природу… Расследуя преступление, моей первейшей целью является обнаружение мотива. Ни одно преступление из когда-либо совершенных, не было совершено без прямого мотива, пусть даже очень замаскированного.

Подобно своему герою Уильям Ле Ке всегда оставался студентом, изучающим человеческую личность, который учится и описывает самых ярких и самых злостных преступников своего времени. Безусловно, криминальные истории в творчестве английского писателя остаются наивысшим достижением, но критики и исследователи признают его роль в создании и развитии шпионского романа.

1 комментарий
  1. Ле Карре, который недолгое время проработал в МИ-5 и МИ-6, не захотел беседовать с автором этой статьи.

Добавить комментарий