Лучшие романы. Ростислав Самбук

Горький дым

Подборка рецензий о лучших романах украинского писателя Ростислава Самбука.

Горький дым

Одно из самых интересных произведений украинского писателя Ростислава Самбука — повесть Горький дым. Писатель продолжает рассказывать о работе контрразведчиков, но в этой истории место главного героя доверено простому советскому человеку.

Война с фашистской Германией закончилась, но невидимая борьба продолжается. Молодому украинскому писателю Максиму Рутковскому деятели националистической эмиграции предлагают работу на радио «Свобода». Для этого ему нужно сменить советский Киев и перебраться в богатый, капиталистический Мюнхен. Как всякий честный советский гражданин Рутковский обращается в КГБ. Сотрудникам комитета очень нужна секретная информация из сейфов радиостанции, которой, как известно, руководят офицеры ЦРУ, и поэтому советские разведчики настойчиво рекомендуют Рутковскому принять приглашение. Переквалифицировавшись в шпионы, бывший подающий надежды писатель становится невозвращенцем. Так начинается история противостояния случайного шпиона и опытных сотрудников американской разведки…

Как и многие романы Ростислава Самбука автор предлагает читателям великолепный, увлекательный сюжет, но поскольку литературные способности украинского писателя не блистали качеством — реализация идеи оказалась не на должном уровне. Впрочем, если не придираться к деталям, особенно на фоне ужасающих по своим идеям и качеству исполнения и перевода детективным образцам, роман вполне читабелен и даже более того.

В 1984 году на киностудии им. Довженко по мотивам романа был снят фильм Канкан в английском парке. Ростислав Самбук был одним из соавторов сценария. На всесоюзном кинофестивале в Минске в 1985 году фильм получил диплом жюри за разработку политической темы.

Лучшие романы. Ростислав Самбук

Бронзовый черт

О событиях, происходивших спустя десять лет после конца войны в западных областях Украины Ростислав Самбук написал дилогию Бронзовый черт1 (обе части — Фальшивый талисман и Марафон длиной в неделю впервые были опубликованы в журнале Отчизна), напишет еще проницательно, психологично, с тонким художественным вкусом, с использованием документального фона, поразительного исторического факта о попытке покушения фашистской разведки на верховного главнокомандующего нашей армии. Нужно признать, что это одно из лучших произведений писателя. Его первая трилогия о Петре Кирилюке2 от этого не потеряет своего значения, не девальвируется, основанная на надежных залежах человековедения, правды жизни, правды поведения героев в условиях войны.

В романе Бронзовый черт3, автор вновь возвращается к теме Великой Отечественной войны, но уже с солидной временной дистанции, с высоты своего собственного творческого опыта и с учетом тех лучших достижений, которые имеет наша современная проза о войне, кинематограф, драматургия.

Миллионы людей увидели на экранах телевизоров Семнадцать мгновений весны. Благодаря прекрасному актеру, впечатляющей правде его перевоплощения, Штирлиц воспринялся многими, как конкретный, прописанный в истории Великой Отечественной войны, человек. Мужественная, умная, долготерпеливая, хоть ей и приходится прятать свою душу за сто замков маски. Фильм насыщен таким человековедческих материалом, после него читатель просто отворачиваться от бутафорского чтива о шпионах, которые играючи действуют во вражеском логове среди близоруких глупцов из папье-маше…

Современный детектив уже невозможен без суровой правды жизни, без героев с драматической судьбой, без правды истории, правды чувств и мыслей. Или возьмем роман Владимира Богомолова В августе сорок четвертого — произведение значительной художественной силы и правды. Смершевцы Богомолова прежде всего — люди, с естественными человеческими достоинствами и недостатками, которые здесь, в эпизоде с задержанием фашистских диверсантов, живут на драматическом пределе своих физических, духовных, моральных возможностей. Это не безоглядные ребята, для которых собственная жизнь ничего не стоит, а — люди, потерять которых для нас — значит украсть у себя.

Поэтому, во время работы над романом Бронзовый черт, Ростислав Самбук вспоминал лучшие достижения в жанре приключенческих произведений о человеке на войне. Помнил, а также сам шел в нашей прозе именно этим путем, заботясь и о своем авторитете перед читателем, и об авторитете самого жанра, который иногда сбрасывают со счета в серьезном разговоре о литературе (в этом вина не только инерции, но и многочисленные просчеты самых приключенцев, которые часто производят свои произведения в угоду непритязательной читателю).

В основу романа легло всего лишь одно событие из войны нашего народа с фашизмом, событие, зафиксированное историей. Когда гитлеровская верхушка поняла, что война не только не станет молниеносной, но и грозит поражением Германии, было решено уничтожить верховного главнокомандующего Красной Армии и других членов Государственного Комитета обороны. Нашелся и предатель, готовый во время торжественного собрания в Москве, посвященных Октябрьским праздникам, выполнить эту акцию. На него стала работать фашистская разведка. Казалось, все учтено до мелочей: и безупречные документы, и биография, и подтвержденное звание Героя Советского Союза в тщательно сфабрикованном выпуске Известий, и редкое оружие, которая вмешалось в рукаве агента… Но попытка покушения не состоялась, шпион был схвачен.

Одна из таких операций, безнадежно провалилась, послужила основой известного фильма Тегеран-43. В дилогии Бронзовый черт работники советской контрразведки вступают в борьбу с диверсантами, засланными на нашу территорию с той же целью. Главное управление имперской безопасности Германии тщательно добирало и готовило исполнителей этого плана, кажется, все было продумано до мельчайших деталей. Известный фашистский преступник Отто Скорцени высокопарно благословил того, на кого возлагалась эта ответственная миссия. И даже талисман при этой оказии подарил — брелок из бронзы. Мол, на успех акции. Но талисман этот оказался фальшивым. Диверсанты попали в руки солдат грозного СМЕРША, пожалуй, лучше всего известных читателем из известного романа Владимира Богомолова В августе сорок четвертого… (другое название Момент истины).

Как и Владимир Богомолов, автор Бронзового черта изображает своих героев в моменты предельного психологического напряжения, когда малейшая ошибка может стать роковой, когда требуется просто виртуозное владение всеми составляющими технологии разведывательной профессии. Они вполне закономерно выходят победителями в напряженном поединке с коварным врагом, потому что за ними — сила духа, которую дал чувство Отечества, святость своего долга. В самых экстремальных ситуациях, на которые так богата их профессия, раскрывается мощный морально-психологический заряд этих людей, их постоянная готовность к подвигу.

Это событие и привлекло внимание Ростислава Самбука. После нескольких лет работы над документами, после творческого осмысления их, очеловечивания (а разве это для писателя не самое важное?), читатель получил роман, в котором исторический факт предстает в различных измерениях, потому проходит через много человеческих судеб, сквозь силовые поля душ и тех сельских мужиков в полесской глуши, которые понятия не имеют, к какому событию они стали причастны, и через судьбы истощенных войной, не идеализированных, живых, иногда даже внешне грубоватых в отношениях между собой (война для них — все-таки крайне грязная работа — экстраординарная и кратковременная) поисковиков Бобренка и Толкунова. Последние — не посвященные в высокие тайны, делают свое обычное дело без пафоса и громких слов, без расчета на высокие награды или на причастность к истории, они тщательно выполняют свою конкретное дело: задержать еще одного врага. Итак, снова на карту надо ставить свою жизнь, свой опыт, свою любовь и ненависть. И одновременно — надо жить жизнью непростой и неестественной для них. Не только общаться с людьми, но и проникаться их заботами, болями и радостями, ибо сами они — люди, которые не возвеличивают свою роль в войне. Эту роль определит сам читатель. Но сделает это только тогда, когда будет задержан преступник высокого ранга. И когда завершится для Бобренка и Толкунова эта операция, они попросят у начальства лишь одного: дать им возможность отоспаться.

Читать роман в моем переводе

Скифская чаша

Скифская чаша

Жанр приключений имеет свою специфику, он зачастую легче прокладывает себе путь к иностранному читателю, хорошо знакомому с традицией, но профессиональный уровень, как и художественное мастерство, здесь также не знает скидок. Романы украинского автора Ростислава Самбука уже тогда свободно конкурировали не только в масштабах республики, нелегко покоряли сердца многих зарубежных читателей.

За пятнадцать лет творческой биографии Ростислав Самбук напечатал пятнадцать книг. Собственно, каждый год — новое произведение. А еще в соавторстве с Евгением Гуцалом — две документальные повести о современном селе. Он словно бы жадно пытался компенсировать те годы, когда оставался вне литературы, но не были потеряны, потому что не только дали время для накопления творческих сил, чувств и ума, но и забрали взамен столько, что теперь можно рассказывать людям о цене благородства, доброты, верности и героизма.

Многие произведения Ростислава Самбука на современную тему — не описание очередной кражи и распутывания ее нитей сообразительным следователем, который все знает и непременно победит в хитроумном поединке. По этому накатанному пути легче идти ремесленнику от литературы. Ростислав Самбук каждый раз стремится внести в приключенческие рамки глубокую современную проблематику, с точным социальным прицелом исследовать ее в разных измерениях, заставить читателя задуматься над причинами этого явления. Таким образом, жанр становится на острие острых общественных вопросов, вмешивается в жизнь, а не просто констатирует ее течение, ищет причины, а не бездумно пожинает их последствия. Пожалуй — это путь действительно перспективный, хотя и нелегкий. Самой профессионального мастерства здесь мало.

В романе Скифская чаша Ростислава Самбука детективный фон — это только повод для разговора с читателем. Автор долгое время изучал историю скифов, ездил на археологические раскопки, долго искал морально-этический срез этой темы. Только после этого написал Скифскую чашу — произведение с острой проблематикой, в котором приключенческая линия не самодостаточна, не изолирована от времени и его болезненных вопросов.

Юристов в основном интересует факт и обстоятельства, в которых все происходит. Меру оказанного зла они меряют по шкале уголовного кодекса. Таков закон общежития в человеческом обществе.

Произведение имеет свою мерку для наказаний и оправданий, потому что здесь судит сам читатель — своим, человеческим судом совести, памяти, своей морали, своим прошлым и будущим. Так и в истории со скифской чашей. Для юристов — похищена только большая ценность из музея, для писателя (и для читателя тоже) — похищен отрезок истории человечества, похищено то, что не подлежит никаким материальным оценкам. Вот откуда и острота произведения, его актуальность. Вот почему произведение Ростислава Самбука не просто беллетризует факт из жизни, а по-новому, с аналитическим проникновением в суть явления, моделирует его, давая возможность читателю заглянуть даже в скрытые пласты человеческой души, пережить все самому и самому составить цену благородству и низости. Поэтому и авторское наказание преступника — больше и правее даже чем приговор суда.

Поэтому, верность Ростислава Самбука избранному им жанру оправдала себя полностью. И поэтому в современной украинской литературе есть писатель, произведения которого никогда не залеживаются на книжных полках. И не только из-за интереса к детективу и приключениям, но и потому, что профессиональный авторитет этого литератора создавался на протяжении многих лет, создавался от книги в книге, не потакая ни себе самому, ни непритязательным вкусам потребительской литературы, а для того, чтобы сказать людям что-то важное и существенное о жизни, сказать только для того, чтобы они были лучше.

Видимо, теперь, с высоты своего нынешнего опыта, с высоты своих шестидесяти лиг, Ростислав Самбук что-то в своих произведениях хотел бы переписать или вовсе исключить — это вполне закономерно, ибо это подтверждает ответственность перед читателем и перед литературой, которая не терпит холодного ремесленничества, горячку конъюнктуры и подделки под правду. Но именно по его произведениям можно точно проследить развитие приключенческого жанра в украинской литературе за последнее время. На восьмом писательском съезде в отчетном докладе Павла Загребельного среди лучших произведений прозы названы и повесть Ростислава Самбука Горький дым. Назван среди лучших книг, вышедших в период между съездами.

А творческая биография Ростислава Самбука продолжается, постоянно дополняется новыми произведениями — единственным результатом и оправданием жизни писателя.

Владимир Яворивский

  1. Уже после публикации статьи Р. Самбук расширил дилогию, дополнив ее повестью Сейф.
  2. Ювелир с улицы Капуцинов, Крах черных гномов и Чемодан господина Воробкевича.
  3. В русском переводе роман называется Фальшивый талисман.
Оцените статью
Добавить комментарий