Без жалости

Без жалости

Этот роман – тот редкий случай в серии романов Тома Клэнси, где писатель обходится без своего любимого героя – Джека Райана. Роман Без жалости (Without Remorse, 1993), один из ранних опытов писателя, который критиковала за большой объем и излишнюю мелодраматичность.

Без жалости

Критики высказывали много упреков в адрес главного героя – Джона Келли, который придерживался спорного морального принципа – нужно выступать против зла, даже если это противоречит принципам закона. Келли уточняет, что любой человек может принять решение об индивидуальных рамках правосудия, хотя логика развития основанного на данном принципе неизменно приведет к анархии.

Подобно другим книгам Клэнси, роман содержит две сюжетные линии, которые поначалу кажутся не связанными между собой, но с развитием сюжета становится ясно, как автор сблизит обе истории. Первая из них рассказывает об американском военнопленном, о котором думают, что он погиб. Таким образом роман Без жалости можно назвать вьетнамским романом Клэнси, который раскрывает позицию автора по данному вопросу. Писатель рисует войну в драматических красках, поскольку она принесла горе и страдание обоим враждующим народам.

Второй сюжет касается войны против укоренившейся в США культуры наркотиков, возведенных Клэнси в ранг отечественной войны. Главный герои объединяет обе истории, обеспечивая формальную связку. Но Клэнси добавляет и множество косвенных связей, показывая как война с наркотрафиком и участие в боевых действиях преобразуют людей, делая из одних героев, а из других злодеев, гонителей и жертв, патриотов и предателей. Описания насилия, также объединяет обе войны, ведь жертвы неизбежны в обоих конфликтах. Во многом пессимистичный вывод о невозможности спасти мир, перекликается с призывом к людям в стремлении к невозможному ради внутреннего мира и из личного благородства.

Джон Келли / Джон Кларк (John Kelly / John Clark) – молодой человек, недавно вернувшийся со службы во флоте, овдовел, вследствие чего его жизнь окрашена в суровые оттенки. Но со временем Келли влюбляется в молодую проститутку, которую убивают при попытке сбежать от содержателей притона. Келли мстит всем причастным к ее смерти, но эти события вынуждают его сменить имя – превратиться в Джона Кларка. Его настоящее имя дважды раскрывается в более поздних романах. В дальнейшем Кларк успешно справляется с задачей по спасению американских военнопленных во Вьетнаме. В финале Кларк женится и собирается стать отцом, впрочем, такая концовка вполне типична для романов Клэнси.

Роман Без жалости очень явственно использует шаблоны и сюжетные повороты, напоминающие фильмы и книги про Джеймса Бонда. Один из рецензентов отмечает, внутри каждого романа Тома Клэнси витает дух Яна Флеминга, в ожидании своего выхода. Кларк подобно Бонду и другие литературные шпионы – военный, красавчик, смельчак, сосредоточенный на мести. Он в большей степени человек действия, в отличие от Джека Райана. Он не останавливается ни на минуту, даже если автор отвлекается на других героев, Кларк действует словно за кулисами. Еще больше фантастический характер героя подчеркивает его непобедимость.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)
1 комментарий
  1. Этот шпионский роман я только закончил читать и я от него до сих пор под впечатлением. Ничего лучше и красочнее я еще в жизни не читал! Все эпизоды настолько реалистичные, что сам переживаешь все эмоции, которые происходили с главным героем и такие эмоции дорогого стоят, именно они дают полностью погрузиться в произведение

Добавить комментарий