Американский писатель и критик Энтони Баучер, известен как один из лучших знатоков американского детективного жанра.
Энтони Баучер. Биография
Энтони Баучер в юности мечтал стать известным драматургом, поэтому начал писать детективные романы только из желания подзаработать. Пять романов под псевдонимом Баучер, настоящая фамилия американского писателя — Уайт, и два под псевдонимом Х. Х. Холмс, опубликованные в промежутке между 1937 и 1942 годами, имеют великолепно выстроенный сюжет, в основании которого лежит расследование убийства и поиск разгадки. Персонажи в романах Баучера выписаны слабо, на фоне увлеченного рассказа о таинственных головоломках, герои почти теряются за слоем запоминающихся и ярких событий. Романы Баучера почти не касаются социальных или политических проблем своего времени. Нет в них также экзотических описаний или эксцентричных элементов, придавших несомненное своеобразие детективным полотнам. В целом романы Баучера-Холмса примерные образцы жанра, идеальное воплощение детективного шаблона, времен Золотого века, в которых к решению криминальной загадки приходят логическим путем, а расследование и вывод имеет ключевое значение для произведения.
Первый роман Баучера Дело о седьмой Голгофе (The Case of the Seven of Calvary, 1937) дает читателям образец, по которому Баучер строит все свои последующие книги. В роман четко вырисовываются основные тенденции, ключевые сюжетные ходы и повороты, характерные для всего творчества Энтони Баучера. Действие романа происходит в Беркли кампусе Калифорнийского университета, где появляются несколько перспективных, но слабо различающихся между собой в индивидуальном плане, личностей. Роман демонстрирует великолепные знания Баучера – отличное владение четырьмя языками, хорошее знание материала о древних ересях, учения католической церкви и истории борьбы с этим ересями, а также знание о способах использования табака. Но в романе практически не встречается сведений из современной гуманитарной науки, отчего роман выглядит несколько экзальтированно и архаично. Да и механика театрального движения едва ли использовалась автором. Тем не менее, композиция романа отлично выстроена, а главный герой (профессор санскрита), схожий отдельными чертами с Шерлоком Холмсом находит немало ключей для разгадки тайны, что делает чтение романа увлекательным и приятным развлечением.
Энтони Баучер всегда находился под сильным влиянием Артура Конан Дойла, и особенно был очарован магией Шерлока Холмса. Это влияние хорошо видно в третьем романе Баучера — Дело об ополченцах с Бейкер-Стрит (The Case of the Baker Street Irregulars, 1940). В характерной для него манере писатель знакомит читателя с энергичными, но сникающими по мере развития романа персонажами, большинство из которых состоят в организации поклонников Шерлока Холмса (реальная организация, членом которым был сам Баучер). Сюжет невольно вращается вокруг известных рассказов Конан Дойла о приключениях мудреца с Бейкер-стрит. Большинство сцен романа невольно иллюстрируют другую субкультуру — индустрию кино. Баучер делает несколько политических выводов, поскольку в сюжете романа действует нацистский шпион, который несмотря на свои враждебные идеологические взгляды, в повседневной жизни остается хорошим товарищем. Расследователем в этом романе, как и в остальных, является лейтенант полиции Лос-Анджелеса А. Джексон (имя, которого так и остается не названным).
В расследовании особую, ключевую роль играет Фергус О’Брин (Fergus O’Breen), частный детектив с рыжей шевелюрой и всегда щеголяющий желтым свитером. Несмотря на свою яркую внешность, О’Брин один из самых бесцветных персонажей за всю историю детективного жанра. Его постоянные ссылки на утомление и вялость в ходе расследования уступают, пожалуй только мягкотелости А. Джексона. Столь невероятному дуэту тем не менее удается распутать великолепно закрученные Баучером головоломки. Американский писатель часто буквально дарит своим героям логические выводы, забывая показывать, как они фактически пришли к этим результатам. Злодеи и преступники в романах Баучера выглядят не менее инфантильно, чем детективы. Единственное исключение образ богатой и избалованной девушки, с упорством добивающейся возмездия, который почти неизменно повторяется от романа к роману.
Под псевдонимом Х. Х. Холмс (H. H. Holmes) Баучер написал два романа с общим персонажем — сестрой Урсулой (Sister Ursula). Монахиня из ордена Сестер Марфы из Вифании, описана гораздо более правдоподобно и выпукло. В расследованиях ей помогает лейтенант убойного отдела Лос-анджелесской полиции Теренс Марашалл (Terence Marshall). Вероятно, персонажи этих романов получились более интересными, поскольку в них легко узнаются члены научно-фантастического общества писателей Лос-Анджелеса 40-х годов, среди которых были такие известные писатели как Джон У. Кэмпбелл, Роберт Хайнлайн, Л. Рон Хаббард. Загадка основана на традиционном убийстве в запертой комнате. Здесь также как и в остальных романах Баучера появляется избалованная богачка. Поскольку романы были написаны в начале Второй мировой войны, автор допускает себе несколько мягких сетований о неизбежном начале военных действий.
Все романы Баучера написаны в одном стиле, по лекалам детективов Золотого века. Забавные, эскапистские книги, не представляющие особого интереса с литературной точки зрения, и фактически лишенные социального контекста свойственного, например, произведениям первых авторов крутого детектива. Действие романов происходит в узком, уродливом мирке, который, вероятно обусловлен неправдоподобием характеров главных героев, а не отсутствием социальных реалий. Романам Баучера не хватает поэтической выразительности Росса Макдональда или Реймонда Чандлера, глубины в понимании характеров и остроты в описании ситуаций.
Совсем в ином свете эти же герои (сестра Урсула и Фергус О’Брин) предстают в рассказах Баучера. Надо признать, короткая форма у Баучера получается гораздо интереснее и глубже. Писатель публиковал свои рассказы в Журнале тайн Эллери Куина, Плейбое и Эсквайре. А сквозные герои, встречающиеся только в рассказах и вовсе великолепны. Сложно забыть алкоголика экс-полицейского Ника Ноубла (Nick Noble) из рассказов Черное убийство (Black Murder), Преступление нужно остановить (Crime Must Have a Stop) и Девушка, вышедшая замуж за монстра (The Girl Who Married a Monster).
Но главный вклад в детективный жанр Баучер внес не своими романами или рассказами, а бесконечной изнурительной работой над сценариями для радио-постановок о Шерлоке Холмсе и Грегори Гуде. А также современники и потомки, помнят Энтони Баучера за великолепные рецензии и критические очерки. Здесь его работа переплетается с работой редактора в Журнале Фэнтези и научной фантастики (The Magazine of Fantasy and Science Fiction), открывшем целый пласт молодых американских фантастов. Аналогичный проект ему удалось начать в журнале Настоящий криминальный детектив (True Crime Detective), куда он за два года работы смог привлечь множество молодых и талантливых авторов.
Критические работы Энтони Баучера была трижды отмечены высшей наградой Американской ассоциацией детективных писателей, премией Эдгар. Те рецензии, с которыми удалось ознакомиться написаны с чувством юмора и очень мягко с тактом, дают оценку не всегда удачным плодам молодых и зрелых авторов.
Энтони Баучер остался в памяти как очень плодовитый автор, несмотря на небольшой объем романов, наследие его велико, и очень разнообразно. Недаром сегодня одна из лучших премий в области детектива названа именно в его честь. Ежегодная премия Энтони отмечает лучших из лучших, начиная с 1986 года.
Избранная библиография
Серия о Фергусе О’Брине
- The Case of the Seven of Calvary, 1937
- The Case of the Crumpled Knave, 1939
- The Case of the Baker Street Irregulars, 1940 (also as Blood on Baker Street; 2d ed. 1995)
- The Case of the Solid Key,1941
- The Case of the Seven Sneezes, 1942
Серия о сестре Урсуле
- Nine Times Nine, 1940
- Rocket to the Morgue, 1942
Романы
- The Marble Forest, 1951 (with others; also as The Big Fear)
Сборники рассказов
- Exeunt Murderers: The Best Mystery Stories of Anthony Boucher, 1983
Рассказы
- Far and Away: Eleven Fantasy and Science-Fiction Stories, 1955
- The Compleat Werewolf and Other Tales of Fantasy and Science Fiction, 1969
- The Compleat Boucher: The Complete Short Science Fiction and Fantasy of Anthony Boucher, 1999
Документальные работы
- Ellery Queen: A Double Profile, 1951
- Multiplying Villainies: Selected Mystery Criticism, 1942-1968, 1973
- Sincerely, Tony/Faithfully, Vincent: The Correspondence of Anthony Boucher and Vincent Starrett, 1975 (with Vincent Starrett)
Редакторские работы
- The Pocket Book of True Crime Stories, 1943
- Four-and-Twenty Bloodhounds: Short Stories Plus Biographies of Fictional Detectives—Amateur and Professional, Public and Private — Created by Members of Mystery Writers of America, 1950
- The Best from Fantasy and Science Fiction, First Series, 1952
- The Best from Fantasy and Science Fiction, Second Series, 1953 (with J. Francis McComas)
- The Best from Fantasy and Science Fiction, Third Series, 1954 (with J. Francis McComas)
- The Best from Fantasy and Science Fiction, Fourth Series, 1955
- The Best from Fantasy and Science Fiction, Fifth Series, 1956
- The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixth Series,1957
- The Best from Fantasy and Science Fiction, Seventh Series, 1958
- The Best from Fantasy and Science Fiction, Eighth Series, 1959
- A Treasury of Great Science Fiction, 1959
- Best Detective Stories of the Year: Sixteenth Annual Collection, 1961
- A Magnum of Mysteries: Best Prize Stories from Twelve Years of Ellery Queen’s Mystery Magazine, 1962
- The Quality of Murder: Three Hundred Years of True Crime, Compiled by Members of the Mystery Writers of America, 1962
- The Quintessence of Queen: Best Prize Stories from Twelve Years of Ellery Queen’s Mystery Magazine, 1962
- Best Detective Stories of the Year: Eighteenth Annual Collection, 1963
- Best Detective Stories of the Year: Eighteenth Annual Collection, 1964
- Best Detective Stories of the Year: Twentieth Annual Collection, 1965
Работы для дальнейшего исследования
- Nevins, Francis M., Jr. “Anthony Boucher.” Mystery 3 (September, 1981): 18-19
- Nevins, Francis M., Jr. “Introduction: The World of Anthony Boucher.” In Exeunt Murderers: The Best Mystery Stories of Anthony Boucher, edited by Francis M. Nevins, Jr. and Martin H. Greenberg. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1983
- Sallis, James. “The Compleat Boucher.” Fantasy and Science Fiction (April, 2000): 36-41
- Spencer, David G. “The Case of the Man Who Could Do Everything.” Rhodomagnetic Digest 2 (September, 1950): 7-10
- White, Phyllis, and Lawrence White. Boucher, A Family Portrait. Berkeley, Calif.: Berkeley Historical Society, 1985