Крейг Райс — американская писательница, ставшая создательницей нового стиля в детективе, романов о сильных и бесстрашных людях, способных смеяться над собой, и идущих на риск только заправившись алкоголем.
Крейг Райс. Биография
Джорджиана Энн Рэндольф (Georgiana Ann Randolph) родилась 5 июня 1908 года в Чикаго. Ее отец, Гарри Мосчем Крейг, по прозвищу Боско был странствующим художником, а мать, Мэри Рэндольф Крейг — дочерью врача из Чикаго. Подлинность ее фамилии до сих пор вызывает сомнения у исследователей, поскольку большинство ее биографических данных известны только с ее слов. Ее самый известный псевдонимом — Крейг Райс (Craig Rice) — сочетание фамилии отца и фамилии его шурина (Элтон Райс), в семье которого она жила какое-то время.
Пока она жила в семье тети и ее мужа, будущая писательница получила базовое образование в миссионерской школе иезуитов. Но с восемнадцати лет рассорившись с родственниками, она начала жить отдельно, зарабатывая на хлеб литературным трудом. Публикации рассказов не могли ее прокормить и писательнице приходилось подрабатывать криминальным репортером, сценаристом для радио и кино, а также писать тексты самой различной тематики и посвященные самым разным вопросам. Впрочем некоторые биографы утверждают, что ей довелось испробовать и такие экзотические профессии как менеджер популярной артисты и стриптизерши, королевы бурлеска, Джипси Роуз Ли (Gypsy Rose Lee), в те годы когда она еще выступала как гастролирующая певица, или группы путешествующих борцов.
Достоверно известно о четырех браках Крейг Райс. У нее, вероятно, было трое детей, Нэнси, Айриш и Дэвид, поскольку они появляются в автобиографическом романе Дом, милого убийства (Home Sweet Homicide, 1944). В романе описывается, что дети большую часть времени проводят в школах-интернатах, пока их мать работает над романом у себя дома в Санта-Монике, в то время, как ее муж должен работать в офисе в Лос-Анджелесе.
Над первым детективом Восемь лиц за три года (Eight Faces at Three, 1939) Райс работала почти два года. По словам писательницы, первая глава далась ей легко, но она застопорилась на поисках интриги и долго не могла придумать ладную историю.
Райс любила насладиться жизнью в полной мере. О ней известно, что она была великолепным стрелком, искусным кулинаром и отличным флористом. Писательница получила широкую известность, она стала первым детективным автором, чье лицо появилось на обложке журнала Тайм1. Но несмотря на хорошие гонорары, она все реже вписывалась в установленные сроки и все чаще задерживала рукопись очередной вещи. Свое пьянство она словно на потеху публике продавала репортерам, сделав из собственной жизни забавный аттракцион. Впрочем, версия о ее пьянстве целиком и полностью лежит на совести Уильяма ДеАндреа, который подробно сосредоточился на этом моменте в своей знаменитой энциклопедии Мистериоза.
Крейг Райс скончалась 28 августа 1957 года от передозировки снотворного и алкоголя.
О творчестве
Американская писательница слыла разрушительницей устоев и смогла менее чем за два десятилетия успешно обрушить целый ряд освященных веками детективных традиций. Исследователи приписывают ей авторство 28 романов, хотя с большой долей уверенности ей приписывают целый ряд произведений, которые она писала как литературный негр для других авторов.
В жанре, где смерть — это жесткая мужская игра, а герой идет по улицам и не боится погибнуть в любой момент, Крейг Райс создала персонажи, чье бесстрашие возникает под воздействием алкоголя, после одной или даже нескольких бутылок виски, отчего они кажутся читателям смешными.
Она признавалась, что не помнит, как она придумала своего самого известного героя — Джона Дж. Мэлоуна (John J. Malone) — пьющего и распутника, но он пришелся по душе читающей публике и стал появляться других романах. Адвокат, вынужденный проводить собственные расследования, был менее серьезным коллегой Перри Мейсона. А рассказ о его личной жизни и вовсе может составить конкуренцию основной детективной интриге.
Критики были вынуждены признать, что Райс показала привычных героев детектива с другой стороны, после порядочной порции алкоголя, без идеализации, такими какими они сыщики или полицейские бывают в реальной жизни. Подтверждение ее склонности к реализму — один из самых знаменитых ее романов — Лос-анджелесские убийства (Los Angeles Murders, 1947) в основе которого лежат хорошо известные события тех лет.
Сочетание юмора и смерти, пьяного веселья и бесчеловечных убийств, зиждется на реальных ситуациях, свидетелем которых она была и о чем не раз составляла свои криминальные репортажи. В ее романах обычно есть точка, перейдя которую читатель либо должен хохотать, либо повествование просто теряет всякий смысл. Райс, говорила, что криминал — это не смешно, зато она заставляла смеяться над своими героями, борцами с преступностью, поскольку именно смех защищает их от зла.
Ее герои больше похожи на эксцентричных героев немых комедий 30-х годов. Их отличает вездесущий оптимизм и желание никогда не принимать себя и ситуацию всерьез. Исследователи пишут, что ее романы стали полной противоположностью, другим полюсом для крутых детективов Дэшила Хэммета. Романы Райс остались уникальным островом в море детектива, хотя ее стиль попытался перенять и развивать в своих романах Эд Макбейн. Он стал литературным наследником Крейг Райс, завершив несколько неоконченных романов писательницы, но мало кто в дальнейшем смог подражать ее стилю и создавать близкие по смыслу истории, а ее сюжеты до сих пор остаются неподражаемыми.
Секреты Крейг Райс
Крейг Райс была очень и очень талантливой писательницей, пусть и не очень прилежной, но это нисколько не умаляет ее достижений. Ее дарование можно увидеть, когда начинаешь сравнивать ее романы, написанные под псевдонимами. Как многие авторы первой половины XX века Райс в зависимости от серии или настроения брала себе новые и новые псевдонимы. Например, она публиковала свои романы под именами Майкла Веннинга (Michael Venning) или Дафны Сандерс (Daphne Sanders). Обычно эти истории представляют на суд читателей более серьезных и уравновешенных героев, описанных с поразительно психологической проницательностью.
Литературный талант брызжет в творчестве Райс, поэтому она пишет не только от себя, но и помогает другим менее талантливым в литературе, но не менее эксцентричным особам. Так, известно, что она стояла за литературными опусами Джипси Роуз Ли, королевы бурлеска, которая неожиданно для всех опубликовала два очень качественных детективных романа (Убийство стрингами — The G-String Murders, 1941; Мать находит труп — Mother Finds a Body, 1942). Явно в стиле Райс написан роман Джорджем Сандерсом (Преступление на моих руках — Crime on My Hands, 1944). Все эти романы имеют все признаки авторства Крейг Райс: стилистика, характерные детали, дружба, и другие факторы. Для таких известных личностей как Джипси Роуз Ли или Джордж Сандерс опубликованный роман служил лишь для укрепления публичного имиджа, отвечающего ожиданиям поклонников, но уровень литературного мастерства в обоих случаях свидетельствует о том, что над произведениями работал мастер. Как мы уже обозначили, все эти романы явно принадлежат перу Крейг Райс.
Большим подспорьем в вопросе авторства является стиль Крейг Райс, яркий и незабываемый, за редким исключением (Telefair, 1942) всегда узнаваемый, из-за особенностей почерка этой писательницы. Ясная и прозрачная проза Райс покоряет с первого предложения. Некоторые критики высказывают предположение, что таким образом писательница пыталась придать своим историям комические интонации, посмотреть на жизнь с юмором.
Если исходить из высказываний самой Крейг Райс, можно предположить, что она никогда ничего не планировала. Просто вставляла чистый лист в пишущую машинку и печатала до тех пор, пока не добиралась до финала. На все вопросы журналистов о системе или методе, посредством которого она сочиняет свои романы, Райс обычно отвечала недомолвками. Так, на вопрос о том, как закрутить захватывающую интригу в детективе или как добиться комического эффекта, она отшучивалась, что если бы ей было известно как найти решение интригующей проблемы или как заставить детективный роман стать смешным, она была бы очень богатой женщиной.
На деле, Крейг Райс выдавала романы без промашек, поэтому она вероятно, хорошо знала как и что надо делать. Но вся эта информация была у нее на уровне инстинкта или как любят говорить психологи на уровне подсознания. Она лишь позволяла своему подсознанию действовать, не разрешая сознанию вмешиваться в эту работу, оттого абсолютное большинство ее романов бьют точно в цель.
Сегодня, мы можем произвести анализ и выделить моменты, которые Крейг Райс использовала для привлечения внимания. Например, ее детективы всегда начинаются с необычной, невольно остающейся в памяти картинки-события: убийца в камере смертников, угрожает убить всех людей, отправивших его в тюрьму; по дороге в морг с убитого исчезает вся одежда; пострадавший, находится в комнате, где часы остановились на времени убийства; убийство происходит на людном углу улицы, но остается незамеченным.
Но одной загадки, пусть даже очень странной и вызывающей, недостаточно, чтобы увлечь читателей, на помощь приходит не менее привлекательные, острохарактерные и даже чудаковатые персонажи. Если взять, к примеру, самого известного сыщика из романов Райс — адвоката Джона Дж. Мэлоуна. Мы видим специалиста по уголовным делам, одетого в дорогой костюм, ценителя хороших сигар, ликера и хорошеньких женщин, особенно он доволен, если удается объединить все это вместе. В процессе расследования Мэлоун регулярно допускает оплошности или промашки, где неосторожен в обращении с деньгами, а где и просто уронит пепел с сигары на дорогущий ковер. А в довершение ко всему сказанному, адвокат — обладатель недюжинного пристрастия к азартным играм, правда везет ему как всем обычным людям не очень часто. Таков главный герой романов Крейг Райс.
Безусловно, Райс использует многочисленные стереотипы и литературные клише классического детектива, часто перевертывая их с ног на голову, особенно это касается шаблонов крутого детектива. Мэлоун становится настоящей пародией на Филипа Марло, посмешищем крутого детектива. Любовь Мэлоуна к ржаному виски и привычка держать его в ящиках картотеки, особенно часто бутылка оказывается в разделах Для личного пользования или Нераскрытые дела. Его попытки поставить себя на ноги посредством походов в ближайший бар, где он заправляется алкоголем пока не начинает понимать кое-что в деле.
Не менее проблемными для Мэлоуна являются финансовые вопросы. Он неизменно появляется в романах после того как продулся в карты или стремится вернуть последние деньги за долги в баре, чтобы тут же взять новый. Его секретарша Мэтти О’Лири хорошо знает об этих проблемах босса, а потому готова одолжить несколько долларов, но только до ближайшей получки.
Читать роман Крейг Райс всегда интересно, поскольку сочетание увлекательной детективной интриги и мелких смешных деталей, событий и просто анекдотических случаев скрашивает мрачные события. Ее романы принесут удовольствие простым любителям детектива, а также вероятно смогут рассмешить даже самых ворчливых критиков.
Четвертый почтальон
Роман американской писательницы Крейг Райс Четвертый почтальон (The Fourth Postman, 1948) воплощает в себе целый ряд изменений и новаций которые талантливая писательница сумела внести в жанр детективного романа.
Сюжет романа, повествует о серии убийств и семье чудаков. Начало истории задает сам убийца, который настраивает читателей на трагическую неизвестность. Жертвой становится служащий почтовой конторы, если его можно назвать почтальоном по косвенным признакам — быстрой ходьбе и веселому свисту.
Внезапно трагическое начало сменяется веселой перебранкой между Джоном Мэлоуном и капитаном Даниэлем фон Фланаганом. Диалог по своему характеру напоминает фарс, а столь резкая смена настроения заставляет читателя забыть обо всех прочих делах, напрячь свои нервы и с головой погружает в повествование.
Начало романа Четвертый почтальон ставит перед читателем вопрос. Зачем кому-то понадобилось убивать почтальона? Главный герой, детектив Мэлоун предлагает свой простой и логичный ответ. Убийца не желает, чтобы некая корреспонденция попала по назначению. А убийство трех почтальонов в одном и том же месте, наводит на мысль о связи убийцы и ряда конкретных получателей.
Главным подозреваемым является изнеженный, богатый эксцентрик Родни Файрфакс2. Оказывается, что Родни все еще ждет письма от своей возлюбленной, отправившейся в злополучное путешествие на Титанике тридцать лет назад. Энни Кендалл не вернулась, но постаревший за эти годы возлюбленный сохранивший верность, в своем воображении строит истории, мешающие Энни побыстрее вернуться.
Капитан Фланаган уверен, что Родни не виновен, а богатое семейство нанимает Мэлоуна, чтобы оградить сыночка от лишних подозрений, правда оплата услуг детектива, почему то все время задерживается.
Пытаясь распутать клубок, Мэлоун понимает, что целый ряд членом семьи Файрфаксов имеют отличный мотив для убийства, и частный детектив погружается в расследование нелогичных на первый взгляд преступлений. В этом романе к нему присоединяются Джейк и Хелен Юстус, известные по другим романам Крейг Райс, хотя в этом деле они играют значительно меньшую роль.
Герои ведут расследование, которое перемежается с забавными и веселыми эпизодами, характерными для детективных романов Райс и создают атмосферу непринужденности и можно даже сказать веселья. Подобное сочетание напряжения и смеха, великолепно продолжит воплощать в своих романах о полицейских из 87-ого участка Эд Макбейн. Каламбур следует за каламбуром, а напряжение которое обычно испытывают люди в момент опасности снимается уморительными ситуациями, в которых оказываются Элен и Джейк.
Вся эта чреда смешных и неожиданных сценок, несмотря на свою пародийность, приводит к результату и дает в руки расследователей настоящее орудие убийства, которое ведет их к убийце. Ложные ходы отметаются, а настоящий преступник выдает себя все более нелепыми и нелогичными поступками.
Чтение романа доставляет настоящее удовольствие, поскольку вполне логичное расследование перемежается с приколами и философскими вопросами, которые правда подаются в шуточной форме, но не теряют своей эвристической мощи. Реплики героев на социальную тематику и размышления о нелогичности любого рода преступлений, тем более убийств, удачно вплетены в ткань повествования. Улики Крейг Райс распределяет по всему ходу романа, отчего нить расследования не теряется при массе явно развлекательных элементов.
Мэлоун получает чек на огромную сумму и наконец, с облегчением вздыхает, поскольку теперь может оплатить свои карточные долги. А читатели в очередной раз могут посмеяться над финальной шуткой Крейг Райс.