Джонатан Латимер — американский писатель и сценарист, автор серии детективных романов об Уильяме Крейне.
Джонатан Латимер. Биография
Джонатан Уайатт Латимер (Jonathan Wyatt Latimer) родился 23 октября 1906 года в Чикаго. Его назвали в честь предка, который отличился во время службы при штабе генерала Джорджа Вашингтона. Начальное образование Латимер получил в школе-интернате в Аризоне и продолжил в колледже Нокса в Иллинойсе.
Окончив колледж, Латимер устроился журналистом в Чикаго Трибьюн, а также работал спичрайтером для министра внутренних дел Гарольда Икесу.
Джонатан Латимер был женат на Эллен Бакстер Пибоди (Ellen Baxter Peabody), которая родила ему троих детей. В 1954 году он женился вторично на Джо Энн Ханзлик (Jo Ann Hanzlik).
Латимер известен не только своими романами, но также активным сотрудничеством с Голливудскими кинокомпаниями в качестве сценариста. Из своего творчества он адаптировал для постановки на экране самый известный свой роман Леди в морге. В период с 1938 по 1959 годы он написал порядка 20 сценариев, в том числе для таких классических фильмов-нуар как Стеклянный ключ по роману Дэшила Хэммета, Большие часы Кеннета Фиринга и У ночи тысячи глаз Корнелла Вулрича.
В этой работе был небольшой перерыв, когда во время Второй мировой войны Джонатан Латимер с 1942 по 1945 годы служил в ВМФ США. В 60-е годы его приглашают для работы над экранизацией историй Эрла Стенли Гарднера в сериале Перри Мейсон. Латимер написал порядка 45 оригинальных историй для этого сериала и адаптировал порядка 50 книг Гарднера.
Джонатан Латимер скончался от рака легких 23 июня 1983 года в Ла-Хойя в Калифорнии.
О творчестве
В связи с интенсивной работой в кино, американский писатель редко пишет и публикует собственные романы. Наибольшую известность в его творчестве получила серия из пяти романов об Уильяме Крейне (William Crane), написанных во второй половине 30-х годов. Детективы Джонатана Латимера отличаются отличным сочетанием классических головоломок в сюжете и всех принципов крутого детектива. Его герои отличались высоким интеллектом, активно использовавшимся для разрешения криминальных загадок. В большинстве работ Латимера финал детектива отличается приходом упорядоченности и просветления, которые пусть не могут исправить положение в целом (изменить безнадежно погрязший в преступности Чикаго), но являются своего рода хэппи-эндом в жизни героя.
В романах Латимера видны попытки экспериментирования со стилем и формой, в стремлении использовать приемы художественной литературы на материале детективных романов. Два романа написанные в послевоенные годы, представляют в качестве главного героя профессиональных писателей (журналиста и сценариста), которые особым образом осмысливают любые письменные эксперименты, раскрывая внутренние идеи и философию американского писателя, и вопросы, волновавшие его в этот период.
Красные Гардении
Самыми известными романами американского писателя Джонатана Латимера является истории о частном детективе Уильяме Крейне. Латимер рассказывает о том, как его героя, парня из простого люда, влечет изысканная жизнь и высокопарные манеры. Детектив даже пытается подражать людям из высшего света, набраться светского лоска, но в ситуации, где ему все это сваливается на голову, он понимает, что ничего этого ему на самом деле не нужно. В последнем романе о Крейне — Красные Гардении (Red Gardenias, 1939)1 — писатель рассказывает, как детективу приходится играть роль богатого помещика, обладателя загородного дома, автомобиля, жены и горничной. Он живет в доме промышленного магната, чьих сыновей убили и должен выяснить кто же настоящий убийца.
Здесь впервые Крейн осознает, что внутренне достоинство и богатое обрамление могут существовать независимо друг от друга. Он понимает, что в жизни он настоящий аутсайдер, и даже идентифицирует себя с преступниками, на которых он охотится.
Крейна окружают красивые женщины, море еды и выпивки. Но счастья здесь он не находит. Его богатый имидж привлекает женщин из низших классов, но на деле это лишь попытка сменить социальный статус. Именно в этом романе детектив находит свою любовь и получает согласие на предложение руки и сердца, от племянницы своего босса полковника Блэка. В этом он видит главную для себя награду.
Но в этом же романе главного героя ждет и разочарование. Он узнает о настоящей структуре детективного агентства. Полковник Блэк не настоящий владелец, а всего лишь эффективный управляющий, который озабочен получением прибыли для инвесторов, вложивших деньги в этот проект. Крейн сравнивает агентство с индустриальным производством, а себя с винтиком в механизме по зарабатыванию денег.
Жестокое разочарование Крейна в осознании, что не служба справедливости или удовлетворение запросов полковника Блэка является основной целью работы детективного агентства. Потрясание столь сильно, что Крейне изо всех сил пытается найти баланс между требованиями инвесторов и запросами клиентов.
Великолепное сочетания загадки, больше подходящей для классического детектива и манеры расследования, свойственной американским крутым сыщикам, характерная черта большинства романов Джонатана Латимера.
Избранная библиография
Серия об Уильяме Крейне
- Во главе катафалка (Headed for a Hearse, 1935), также публиковался как Дело Уэстленда (The Westland Case)
- Убийство в сумасшедшем доме (Murder in the Madhouse, 1935)
- Леди в морге (The Lady in the Morgue, 1936)
- Мертвым все равно (The Dead Don’t Care, 1938)
- Красные гардении (Red Gardenias, 1939), также публиковался как Некоторые Дамы смертельно опасны (Some Dames Are Deadly)
Романы
- Поиски головы моего великого дядюшки (The Search for My Great Uncle’s Head, 1937) (as Coffin)
- Виноградник Соломона (Solomon’s Vineyard, 1941), также публиковался как Пятая могила (The Fifth Grave)
- Грешники и саваны (Sinners and Shrouds, 1955)
- Черный как вымирающая мода (Black Is the Fashion for Dying, 1959)
Сценарии
- Одинокий волк шпион Хант (The Lone Wolf Spy Hunt, 1938)
- Налетчики-призраки (Phantom Raiders, 1940), совместно с Уильямом Р. Липманом (William R. Lipman)
- Ночь в Новом Орлеане (A Night in New Orleans, 1941)
- Топпер возвращается (Topper Returns, 1941), совместно с Гордон Дуглас и Пол Джирард Смит (Gordon Douglas and Paul Gerard Smith)
- Стеклянный ключ (The Glass Key, 1942), совместно с Дэшилом Хэмметом (Dashiell Hammett)
- Свист в Дикси (Whistling in Dixie, 1942)
- Ноктюрн (Nocturne, 1946), совместно с Фрэнком Фентоном и Роулэндом Брауном (Frank Fenton and Rowland Brown)
- Они не поверят мне (They Won’t Believe Me, 1946), совместно с Гордоном МакДонеллом (Gordon McDonell)
- Большие часы (The Big Clock, 1947)
- Помимо славы (Beyond Glory, 1948), совместно с Чарльзом Маркизом Уорреном и Уильямом Уистером Хайнсом (Charles Marquis Warren and William Wister Haines)
- Запечатанный приговор (Sealed Verdict, 1948)
- У ночи тысячи глаз (The Night Has a Thousand Eyes, 1948), совместно с Барри Линдоном (Barre Lyndon)
- Псевдоним Ник Бил (Alias Nick Beal, 1949), совместно с Миндрет Лорд (Mindret Lord)
- Медный каньон (Copper Canyon, 1950), совместно Ричардом Энглишом (Richard English)
- Команда подлодки (Submarine Command, 1951)
- Рыжий и ковбой (The Redhead and the Cowboy, 1951), совместно с Лайамом О’Брайаном и Уорреном (Liam O’Brien and Warren)
- Ботани-Бей (Botany Bay, 1953)
- Грабеж под солнцем (Plunder of the Sun, 1953)
- Из вечности (Back from Eternity, 1956), совместно с Ричардом Кэрроллом (Richard Carroll)
- Грешная жена (The Unholy Wife, 1957), совместно с Уильямом Дёрки (with William Durkee)
- Вся правда (The Whole Truth, 1958)
- Перри Мейсон, сериал (Perry Mason series, 1960-1965)
- Позднее роман переиздавался под названием Некоторые дамы смертельно опасны (Some Dames Are Deadly). ↩