Мэри Хиггинс Кларк — автор более чем двадцати бестселлеров с тридцатилетнем стажем, обладательница множества наград. Президент Ассоциации детективных писателей Америки и Председатель международного конгресса криминальных писателей. В 2000 году за свое творчество была удостоена титула Великий магистр. Обладательница тринадцати докторских степеней из различных университетов мира. Критики сравнивают ее романы с фильмами Альфреда Хичкока, где история о простых людях трансформируется в непростую и даже страшную ситуацию.
Мэри Хиггинс Кларк. Биография
Мэри Хиггинс Кларк (Mary Higgins Clark) родилась накануне Рождества 24 декабря 1929 года. Ее отец — Люк Джозеф Хиггинс (Luke Joseph Higgins), из первого поколения ирландских иммигрантов, был владельцем собственного заведения Бар Хиггинса и кафе-гриль в Нью-Йорке. Мать — Нора С. Дуркин (Nora C. Durkin) работала в универмаге, но с появлением детей стала домохозяйкой.
Мэри была средним ребенком и единственной девочкой в семье. Дети были очень дружны и по воспоминаниям писательницы во время обучения в школе Св. Франциска трое юных Хиггинсов под общими работами оставляли подпись J.M.J. (Иисус, Мария и Иосиф).
Родители поощряли литературные способности Мэри, которые обнаружились у нее довольно рано. По рассказам Мэри, в семилетнем возрасте она написала свое первое стихотворение, а отец и мать буквально захлебывались от гордости и заставляли читать его всем знакомым и родственникам. С детского возраста будущая писательница пристрастилась к ведению дневника, и хотя ее дневниковых записей никто никогда еще не видел, по ее словам именно эти записи впоследствии стали большим подспорьем при сочинении романов.
Ей также нравилось писать детские пьесы, которые она разыгрывала вместе с братьями. Бывало, что уже в эти детские сочинения она использовала как средство мести за нанесенные обиды. В этих постановках она была сценаристом, режиссером, продюсером и звездой, к ужасу своих братьев. В мемуарах она обобщает этот детский опыт одной фразой: Когда вы пишете, вы можете быть звездой.
Но детство было далеко не безоблачным, семья Хиггинс с большим трудом выживала в период великой депрессии. Отец работал по двадцать часов в сутки, чтобы иметь возможность содержать семью. Вероятно, любовь к чтению, сначала к сказкам, позднее к детективам и историям о Нэнси Дрю, появилась в жизни Мэри как способ убежать от жестокой реальности.
Когда Мэри было десять лет, неожиданно от сердечного приступа скончался ее отец. Мать была вынуждена вернуться к работе, не имея возможности выплачивать банковские займы, семья перебралась в скромную квартирку. Наконец, сама Мэри и ее братья устроились работать, чтобы свести концы с концами.
Как известно беда не приходит одна, поэтому это была лишь первая трагедия в ее биографии. Незадолго до окончания школы от спинного менингита умер ее старший брат Джо. Именно смерть брата оказала столь сильное влияние на будущую писательницу.
Несмотря на учебу в колледже Мэри много работает: секретарем в колледже, ассистентом в рекламной компании, регулярно оказывая финансовую помощь семье. По совету своей подруги она устраивается стюардессой в авиакомпанию. Именно полеты, часто в самые горячие точки захватывала ее настолько, что из-за нее Мэри отложила свадьбу со своим возлюбленным Уорреном Ф. Кларком (Warren F. Clark), близким другом семьи, с которым Мэри была знакома с шестнадцати лет.
Свадьба состоялась, правда до этого будущая писательница смогла слетать в Сирию, охваченную революцией и попасть на последний рейс из Чехословакии, перед тем как опустился железный занавес. Свадьба состоялась на следующий день после рождества — 26 декабря 1949 года.
Мэри родила пятерых детей за первые восемь лет совместной жизни. Материнские обязанности не охладили ее пыл, но стимулировали развитие заброшенного детского увлечения — написание романов. Она даже прошла курс литературного творчества в Нью-Йоркском университете. Первые романы были написаны в жанре мелодрам о любовных похождениях стюардесс.
Вернее, свою первую повесть Правдивые признания (True Confessions) Мэри Хиггинс Кларк написала в шестнадцать, но опубликовать так и не смогла, поскольку редактор счел ее персонажей слишком высококлассными (upscale). Сегодня именно эта характерная черта ее творчества привлекает миллионы читателей в ее книгах.
Мэри Хиггинс Кларк скорее развлекалась написанием рассказов и небольших повестей, пока ее муж Уоррен неожиданно не выяснил, что страдает от тяжелого атеросклероза, и вряд ли протянет долго. И действительно в 1964 году, Хиггинс Кларк осталась одна с пятью детьми на руках, после 15 лет счастливого брака.
Чтобы прокормить семью Мэри устроились работать сценаристом на радио. Работа над сценариями научила ее писать сжато, строить увлекательные и динамичные истории. По рассказам писательницы, истории разбивались на эпизоды по четырем минуты, между которыми шли рекламные паузы, в подобных постановках требовался очень плотный текст. Среди ее работ для радио была серия радиопрограмм о жизни Джорджа Вашингтона, так называемые трехлетний учебник истории, требующий углубленного исследования жизни первого президента США. Именно эти исследования и стали основой для ее первой книги.
Литературный дебют не стал бестселлером, но был отмечен критиками и литературными наградами. Биографический роман Стремиться к небесам (Aspire to the Heavens, 1969) был продан тиражом в 1700 экземпляров. Но для Мэри эта книга стала настоящим триумфом, поскольку она осмелилась сделать шаг от радио-сценариев к написанию книги. Отлично понимая, что биография вряд ли будет продаваться также хорошо как художественные романы, Мэри Хиггинс Кларк решила обратиться к своему любимому с детства жанру — детективу.
О творчестве
Где дети?
Американская писательница Мэри Хиггинс Кларк признавалась, что ее идеалом при создании произведений был эффект американских горок, Я хочу чтобы читая книгу вы чувствовали себя как на американских горках — страшно, захватывающе и вы не можете выйти до конца поездки. Она также упирала на американский прагматизм, я хочу, чтобы вы получили за свои деньги нечто стоящее.
Среди авторов, на которых ориентировались писательница, создавая свои романы, были Агата Кристи, Мэри Робертс Райнхарт и Шарлотта Армстронг, но настоящим учебников для писательницы стали рассказы Дафны дю Морье. Она рассказывала, что почти полтора года штудировала рассказы и знаменитый роман Ребекка, все время пока работала над своим первым детективом.
Сюжет романа был построен вокруг вопроса вынесенного в название Где дети? (Where Are The Children?; русский перевод Дети не вернутся). Создание было вдохновлено сообщениям о суде над Алисой Криммингс, обвиненной в убийстве собственных детей. Добиться невероятного напряжения в истории Кларк удается посредством повторения ситуации с похищением детей, который ставит героиню, которую считают убийцей детей, на самый край. Как мать, она должна ответить для себя на один вопрос, готовая пойти до конца, был ли замешан похититель в убийстве ее детей несколько лет назад.
Роман наполнен сказочными описаниям темного и зловещего — туман, прибой, обветренный капитан — все способствовало нагнетанию ужаса и мрака. Эти детали указывают, что писательница использует детали для создания настроения, чтобы читатели могли прочувствовать эмоции писателя или героев.
Кларк планировала опубликовать роман под названием Умирает маленькая смерть (Die a Little Death), но крупнейшие издательства отказались публиковать роман, ссылаясь на тематику, которая нарушила бы права женщин. Под такой американской формулировкой скрывался вывод, что тематика романа, затрагивает болезненный вопрос, который по мнению издателей, скорее оттолкнул бы женскую аудиторию. Но после этих неудач внезапно права на роман были зарезервированы издательством Саймон и Шустер, которые предложили опубликовать роман под другим названием.
Книга стала сенсацией. Как писали критики Кларк удалось достучатся до самых тайных страхов своих читателей, она заставила посмотреть на свою обычную жизнь и признать, что зло скрывается в тени их спокойного существования. Продажи романа побили все рекорды, если в качестве аванса писательница получила 3 тысячи долларов, то процент от продаж книги перевалил за 100 тысяч. Свои гонорары Кларк вложила в образование своих детей, а также выполнила свое заветное желание, продолжила учиться сама на факультете философии в университет Фордхэма.
Кто-то наблюдает
Второй роман Мэри Хиггинс Кларк Кто-то наблюдает (A stranger is watching, 1977) был также как и первый роман вдохновлен сообщениями СМИ. Основой для сюжета послужил беспрецедентный случай Верховного суда о восстановлении смертной казни в одном конкретном случае. Осужденный совершил вооруженное нападение за которое был арестован, а также застрелил двух человек во время процесса.
Книга имела черновое название Перекресток (Crossroads), но сюжет романа Хиггинс Кларк не является документальной историей, буквально описывающей реальное преступление, писательница трансформировала историю и представила ее в форме вопроса.
Главным вопросом этого романа стала проблема смертной казни. Не раз читателю придется ответить для себя позволительно ли в современном обществе лишать человека жизни, писательнице удалось настолько ярко представить доводы за и против, переведя теоретический спор в практическое русло, когда герои телевизионного дебатов попадают в руки маньяка. Кларк удалось показать людей достойных смертной казни, а также подвергнуть сомнению законность единственного описанного в романе смертного приговора, по которому на самом деле был осужден невиновный.
Часть романа дается в виде рассказа от лица ребенка, который был свидетелем жестокого убийства своей матери, в ходе этого рассказа читатель невольно начинает сомневаться в справедливости вынесенного приговора.
Многие работы американской писательницы имеют сходные фоновые характеристики. Кларк подробно описывает прошлое злодея, вынуждая читателей признать, что ненависть жертвы может превзойти жестокость преступника. Несмотря на закрученный сюжет, многое в этой криминальной сказке предсказуемо, хотя не зарекайтесь отгадать финал, непредсказуемость — это фирменный знак Мэри Хиггинс Кларк.
Писательница получила за роман авансом полмиллиона долларов. А к моменту окончания университета в 1980 году, у нее вышел третий роман. Права на издание второго и третьего романов были проданы за один миллион долларов, что позволило Мэри Хиггинс Кларк оставить работу и сосредоточиться на литературе. По сюжету романа был снят фильм.
Избранная библиография
- Стремиться к небесам (Aspire To The Heavens, 1968)
- Дети не вернутся (Where Are The Children?, 1975)
- Кто-то наблюдает (A Stranger is Watching, 1977), также издавалась как Взгляд в темноте
- И колыбель упадет (The Cradle Will Fall, 1980)
- Плач в ночи (A Cry in the Night, 1982)
- Stillwatch, 1984
- Не плачь, моя леди (Weep No More, My Lady, 1987)
- While My Pretty One Sleeps, 1989
- The Anastasia Syndrome and Other Stories, 1989
- Voices in the Coal Bin, 1990
- Любит музыку, любит танцевать (Loves Music, Loves to Dance, 1991)
- Прогулка по городу (All Around the Town, 1992)
- I’ll Be Seeing You, 1993
- Death on the Cape and Other Stories, 1993
- Milk Run and Stowaway, 1993
- Remember Me, 1994
- The Lottery Winner and Other Stories, 1994
- Позволь называть тебя милой (Let Me Call You Sweetheart, 1995)
- Молчаливая ночь (Silent Night, 1995)
- Лунный свет тебе к лицу (Moonlight Becomes You, 1996)
- My Gal Sunday: Henry and Sunday Stories, 1996
- Притворись, что не видишь её (Pretend You Don’t See Her, 1997)
- You Belong to Me, 1998
- All Through The Night, 1998
- Мы еще встретимся (We’ll Meet Again, 1999)
- Прежде чем проститься (Before I Say Good-Bye, 2000)
- Deck the Halls, 2000 (в соавторстве с дочерью Кэрол Хиггинс Кларк)
- На улице, где ты живешь (On The Street Where You Live, 2001)
- Пока моя красавица спит (He Sees You When You’re Sleeping, 2001), (в соавторстве с дочерью Кэрол Хиггинс Кларк)
- Его любимая дочка (Daddy’s Little Girl, 2002)
- Оставь для меня последний танец (The Second Time Around, 2003)
- Мое время — ночная пора (Nighttime Is My Time, 2004)
- The Christmas Thief, 2004 (в соавторстве с дочерью Кэрол Хиггинс Кларк)
- Ты мне принадлежишь (You Belong to Me, 2004)
- Нет места лучше дома (No Place Like Home, 2005)
- Две девочки в голубом (Two Little Girls in Blue, 2006)
- Santa Cruise, 2006 (в соавторстве с дочерью Кэрол Хиггинс Кларк)
- Ghost Ship: A Cape Cod Story, 2007
- Эта песня мне знакома (I Heard That Song Before, 2007)
- Где ты теперь? (Where Are You Now?, 2008)
- Dashing Through the Snow, 2008 (в соавторстве с дочерью Кэрол Хиггинс Кларк)
- Возьми мое сердце (Just Take My Heart, 2009)
- Тень твоей улыбки (The Shadow of Your Smile, 2010)
- Я пойду одна (I’ll Walk Alone, 2011)
- The Magical Christmas Horse, 2011
- The Lost Years, 2012
- Daddy’s Gone A Hunting, 2013
- Plot Thickens, 2013
- The Melody Lingers On, 2015
- Death Wears a Beauty Mask and Other Stories, 2016
- I’ve Got My Eyes on You, 2018
- Kiss the Girls and Make Them Cry, 2019