Американский писатель Стивен Гринлиф получил известность благодаря своей серии крутых детективов о Джоне Маршалле Таннере.
Стивен Гринлиф. Биография
Стивен Хауэлл Гринлиф (Stephen Howell Greenleaf) родился 17 июля 1942 года в Вашингтоне. Его отец Роберт Венделл был адвокатом и собственником больших участков земли. Увлечение детективом, по словам писателя, случайно возникло во время учебы в пятом классе, когда он тайком пропускал уроки. Первым увлечением стали истории о Перри Мейсоне, созданные Эрлом Стенли Гарднером.
Стивен никогда не отличался пристрастием к учебе, но состояние родителей позволило ему учиться в самых престижных учебных учреждениях. В 1964 году он получил степень бакалавра исторических наук в Колледже Карлтона в Миннесоте, а затем в 1967 году диплом юриста в Университете Беркли в Калифорнии. Начиная с 1967 года, Гринлиф два года отслужил в армии США, в том числе год во Вьетнаме.
20 июля 1968 года Гринлиф женился на Энн Гаррисон (Ann Garrison), впоследствии сочинительнице детских книг. У Энн и Стивена родился один сын.
Стивен Гринлиф на протяжении с 1968 по 1976 годы работал в ряде адвокатских контор, где его специальностью была защита от обвинений в мошенничестве с ценными бумагами и антимонопольным законодательством. Но к тридцати четырем годам он осознал, что его не устраивает карьера и планы на дальнейшую жизнь, а потому решил все круто изменить. Его адвокатская практика и участие в судебных процессах сыграли добрую роль и дали ему множество материала, который он воплотил в своей серии о Таннере.
Но начинающие писатели зарабатывают крайне мало, а потому Гринлиф вернулся в Айову и устроился в качестве профессора в местный университет. Одновременно с преподаванием, он посещает курсы начинающих писателей. Но богатый юридический опыт не спас его от обычных отказов из издательств начинающему автору. Гринлифу, прежде чем получить положительный ответ, пришло семь писем с отказами. Зато после выхода первого романа, в течение двух десятилетий писатель опубликовал еще тринадцать романов, причем качество их только росло, например три последних романа из четырех книг серии были номинированы на различные литературные премии.
В надежде привлечь интерес более многочисленной читательской аудитории Гринлиф написал два несерийных романа в жанре судебной драмы, права на экранизацию которых были проданы в Голливуд.
Сегодня писатель после многих лет проживание в Вашингтоне и Орегоне переселился в Северную Калифорнию.
О творчестве
Романы Стивена Гринлифа, особенно несколько первых в серии о Джоне Маршалле Таннере, сильно напоминают классические образцы крутого детектива Реймонда Чандлера и Росса Макдональда. Однако американский писатель вскоре освоился с запросами читателей и сумел создать свой собственный стиль. Его герой Таннер приобрел индивидуальные черты, а в романах появились сцены и диалоги на остросоциальные проблемы.
Подобно своему создателю Таннер бывший адвокат, а потому его дела часто касаются правовых или этических вопросов. Помимо этого в романах Гринлифа неизменно встречаются адвокаты, отстаивающие права подозреваемых. Подобное внимание к судебным тяжбам не случайно, если учесть богатое прошлое писателя и богатый опыт работы в адвокатских конторах.
Сюжеты Гринлифа хорошо продуманы и часто могут рассказывать о прошлых событиях, углубляясь в историю на несколько десятилетий, а то и поколений. Писатель красочно и очень ярко описывает подобные исторические пассажи, часто повествуя не о самых лучших эпизодах в истории. Гринлиф постоянно оттачивает моральную дилемму, втягивая читателя в процесс решения непростых, а часто и даже крайних вопросов (убить – оставить в живых). Подобные проблемы служат для автора своего рода катализатором для раскрутки сюжета. Многочисленные проблемные эпизоды буквально сопровождают расследование, и например Таннер вынужден отвлекаться на обвинения, выдвинутые против него в сексуальных домогательствах, но как только он решает этот вопрос, возникает следующий и следующий, и так до самой развязки. Проблемы, о которых пишет Гринлиф, особенно которые он рассматривает в подробностях имеют свое прошлое, обычно в основе лежат детские или юношеские травмы. В одном из своих интервью писатель признается, что его больше интересует, почему это было сделано, а не как и кто это сделал. А в результате мы видим детективы полные глубоких размышлений и великолепных полнокровных характеристик.
Стивен Гринлиф вместе с Джереми Хили и женским дуэтом из великолепных Сары Парецки и Сью Графтон образовали своего рода квартет лучших авторов крутого детектива 80-х годов. Обидно, что кроме нескольких без разрешения автора изданных в России романов Сью Графтон, остальные авторы остаются пока неизвестными русскоязычным читателям, а романы Гринлифа еще никогда не переводились на русский.
Серьезная ошибка
Начиная свою серию о Джоне Маршалле Таннере, американский писатель Стивен Гринлиф признавался, что мечтал идти по пути Росса Макдональда. Подражание великому автору особенно заметно в первом романе Серьезная ошибка (Grave Error, 1979), где преступления совершенные в прошлом и последствия личных травм стараются скрыть младшие поколения неблагополучной семьи. Простое расследование превращается в паутину преступлений, где присутствуют кража, инцест, расизм, шантаж и многочисленные убийства.
Детектив не без труда сводит все нити расследования в единую последовательность, вытягивая из членов семьи важную для расследования информацию. Таннер напоминает Лью Арчера, действуя в согласии с молчаливым кодексом чести частного детектива. В дальнейших романах неподкупность и честь детектива нередко подвергаются испытанию, отчего подобные испытания становятся характерной деталью романов Стивена Гринлифа.
В одном из многочисленных наводящих отступлений Таннер отмечает, что работа частного детектива заключается в недооценке гламура и внимании к моральным двусмысленностям. Для Гринлифа неоднозначность — это продукт конфликта между профессиональной позицией объективного и отрешенного наблюдателя и гуманным желанием помочь нуждающимся. Окончательного ответа на этот вопрос автор не дает, а сложность этого конфликта порождает дополнительное внимание к тревожным или загадочным событиям.
Стивен Гринлиф начал писать довольно поздно. К моменту публикации первого романа ему исполнилось тридцать четыре года, зато молодой писатель имел за плечами богатый опыт в юридических делах. А семейные традиции, отец и оба деда были адвокатами, позволили с детских лет с молоком матери впитать все детали и особенности жизни юристов, сильных и слабых сторон адвокатуры, претензий и возможностей в работе сотрудника юридической сферы. Проблем с выбором сюжета у Гринлифа не возникало.
Адвокаты и другие работники юридической сферы услуг находятся на особом положении в американском обществе, что позволило начинающему писателю довольно быстро завоевать признание у читающей публики. Его книги отличались от творчества коллег по цеху своей информативностью, основанной на реальном опыте.