Стивен Соломита — американский писатель, автор популярной серии крутых детективных романов о частном сыщике Стэнли Мудроу.
Стивен Соломита. Биография
Стивен Соломита (Stephen Solomita) родился 29 ноября 1943 года в Нью-Йорке, где рос вместе с братом и двумя сестрами. Его отец — Эрнест Соломита был заведующим складом автозапчастей, а мать Эвелин Клейн Соломита — известной художницей.
Стивен уже в юном возрасте осознал, что мечтает стать писателем. Еще во время учебы в школе он начал публиковать свои первые рассказы в школьном журнале и других периодических изданиях местного масштаба. Поступил в престижный Квинс-колледж в начале 80-х годов на курс литературного мастерства, но окончить его не смог.
Сменил несколько рабочих мест, в том числе подрабатывал на складе своего отца. Изредка публиковал рассказы и рецензии, отражающие его основные увлечения. В первую очередь его интересовала работа нью-йоркской полиции и система уголовного правосудия.
В 1983 году Соломита получил лицензию таксиста и в течение нескольких лет по 12 часов в день колесил по Нью-Йорку. Опыт таксиста и внимательное наблюдение за пассажирами позволили ему накопить материал, который будет использован впоследствии при создании художественных произведений. Но работа таксистом не самое безопасное занятие в Нью-Йорке, поэтому опасаясь за свою жизнь Соломита в конце концов превратился из таксиста в писателя.
Первый роман Поворот ножа (A Twist of the Knife) представил читателям нью-йоркского полицейского, позднее превратившегося в частного сыщика Стэнли Мудроу (Stanley Moodrow). После этого писатель ежегодно публикует по роману об этом герое, вдохновляясь рассказами отставных сотрудников полиции.
В 1995 году вместе с выходом триллера Киплок (Keeplock), для написания которого Соломита провел немало часов в беседах с заключенными, стремясь вжиться и осознать психологию тюремных жителей, в творчестве американского писателя наступил перелом. С этого момента он публикует романы, отличающиеся по тематике от крутых детективов, под псевдонимом Дэвид Крей (David Cray). Учитывая меняющиеся вкусы читающей публики Соломита начинает новую серию с участием сотрудницы нью-йоркской полиции Юлии Бреннан (Julia Brennan).
Стивен Соломита был дважды женат. Первый брак закончился разводом, а жена от второго брака недавно скончалась. Писатель живет вместе с сыном в районе Манхэттена в Нью-Йорке.
О творчестве
Критики характеризуют Соломиту как очень плодовитого и универсального писателя. В своей серии детективов о Стэнли Мудроу романы, написанные в стиле крутого детектива постоянно перекликаются с другими детективными жанрами (психологическим и классическим детективом). Американский писатель использует не только приемы, характерные для популярного сегодня психологического детектива, но активно экспериментирует с классической формой, напоминающей романы классиков американской криминальной литературы С. С. Ван Дайна и Эдгара По и их сочинения о Фило Венсе и Огюсте Дюпене.
Действие романов Стивена Соломита происходит в Нью-Йорке, его родном городе, полном контрастов, а потому писатель оставляет искусные зарисовки обитателей низов и людей из высшего общества.
В романах Соломиты есть разные персонажи, но особое пристрастие автор питает к простым людям. Он может незабываемо описать трудолюбивого лавочника, циничного бармена или злого и уставшего полицейского. Его герои, также как и злодеи очень разноплановые персонажи из разных этических групп. Среди них есть белые, набожные евреи, афроамериканские любители рэпа, итальянские рестораторы, ирландские или русские бандиты. Персонажи романов Стивена Соломиты общаются на настоящем сленге, полном чудовищных оборотов, впитавшем грамматики большинства языков. В нем перемешана ненормативная лексика и грубый юмор, с сочными словечками из языков со всего мира.
Сюжеты в детективных романах Стивена Соломиты также очень разнообразны. Творчество этого американского писателя включает весь спектр преступлений из уголовного кодекса: изнасилование, убийство, похищение людей. торговля наркотиками, супружеская измена и жестокое обращение с детьми. Но автор не сторонник преступных деяний, в его романах всегда торжествует закон и порядок, а преступление является следствием дурного воспитания, давления или расслабленных общественных норм. Соломита практически не описывает социопатов, для которых проявление зла является психическим нарушением. В большинстве случаев преступление — это недобросовестная случайность, которая не остается без наказания.
В своих романах Стивен Соломита избегает стилистических изысков. Повествование ведется от третьего лица, где рассказчик просто повествует некую историю. Но истории рассказываются увлеченно с приправой из юмора и едких замечаний. Сюжеты как правило начинаются с драматического эпизода и развиваются, часто в непредсказуемом направлении. Надо признать Соломита очень изобретателен в создании препятствий, встающих на пути его героев. Отличительной особенностью романов Соломиты, является использование светлых тонов и описаний создающих хорошее настроение у читателей. Поскольку автор предлагает очень разнообразный набор тематик, пожалуй в этом богатстве следует отметить детективы касающиеся преступлений на примитивном, можно сказать почти личном уровне. Автор великолепно передает ощущение запахов или звуков улицы, а подобные преступления сравниваются с ощущениями работы кишечника.
Романы Соломита получают положительные отзывы критиков и коллег по перу. Его романы был переведены на несколько языков мира, но пока трудно сказать, что его имя стало нарицательным для любителей жанра.
Плохой до мозга костей
В романе Стивена Соломита Плохой до мозга костей (Bad to the Bone, 1991) писатель Конни Аламайр нанимает частного детектива Стенли Мудроу, чтобы расследовать события, предшествовавшие впадению ее дочери Флоренс в кому, а также поручает ему найти ее внука. Детектив выясняет, что Флоренс была связана с псевдо-религиозным культом зловещего Дэвиса Крэддока, организовавшего коммуну по продвижению неудачников в преуспевающих членов общества. Но на самом деле за этими громкими лозунгами скрывается тоталитарная секста, где помимо идеологической обработки членов общества сажали на героиновую зависимость.
Крэддок не только помогает распространять наркотики, но также инициирует целый спектр криминальных преступлений: сексуальные оргии, похищения людей, жестокое обращение с детьми и убийства. Глава секты спешит собрать кругленькую сумму с новообращенных, чтобы в дальнейшем сбежать в Южную Америку.
Мудроу опираясь на данные полиции, и при поддержке своего друга Джима Тилли получает закрытую информацию о юридических тонкостях коммуны. Расследование в итоге выводит его на Крэддока. Мудроу выстраивает напряженную ситуацию с помощью своей подруги Бетти Халук, которая уходит в подполье и требует выкуп.
Автор рассказывает историю с нескольких точек зрения. Помимо рассказчика, повествующего о событиях в третьем лице, часть информации читатели получают из дневника Крэддока. Медленный и неторопливый рассказ разгоняется к финалу до неимоверной скорости, в финале автор добивает читателей напряженным финалом, заставляющим нервничать даже искушенных любителей криминального жанра.
Родной Нью-Йорк стал ареной для большинства детективных романов Стивена Соломиты. Автор с большой любовью описывает городские пейзажи и жителей мегаполиса, особенно территорию Нижнего Ист-Сайда. Писатель хорошо разбирается в деталях повседневной жизни и мелочах, знакомых только местным жителям. Например, он подробно со знанием дела описывает пробки или ночную жизнь и работу кафе и магазинов.
К сожалению, на русский язык были переведены только два романа из серии о Стенли Мудроу, а лучшие романы Стивена Соломиты относятся к числу последних, пока незнакомых российским читателям.
Крепкий замок
Жесткий и напряженный роман Крепкий замок (Keeplock) выделяется на фоне серийных произведений американского писателя Стивена Соломиты. Роман рассказывает от первого лица историю преступника, ставшего настоящим профи в своей профессии, наркомана Питера Франгелло.
Действие разворачивается в конце тридцатых годов, когда Питер в очередной раз получил условно-досрочное освобождение и вышел из колонии строго режима. Но жизнь освобожденного преступника построена так, что на каждом шагу его поджидают новые искушения. Он вынужден жить в приюте, находящемся в захудалом районе Нью-Йорка, среди уголовников, которые постоянно зовут и соблазняют Питера вернуться на кривую дорожку. Ему предлагают ограбить бронированный автомобиль, в момент приезда Папы Римского, когда полицейские будут заняты вопросами безопасности духовенства.
Главного героя буквально раздирают противоречия. Он с трудом избежал неприятной истории, в которой он мог погибнуть, а потому пытается жить по-новому. Но безденежье и соблазн легких денег постоянно искушают его. Бывшая подруга, ставшая главной причиной его прошлого преступления, вновь его находит, а Питер понимает, что она ему не равнодушна. Также вокруг вышедшего на свободу заключенного трется парочка сомнительных с моральной точки зрения сыщиков, которые мечтают, получить информацию об очередном дельце и получить повышение по службе.
Криминальный роман, напоминающий произведения Честера Хаймса, жестокий и неумолимый, закрученный сюжет и яркие персонажи, общающиеся на языке улиц, и неумолимо катящиеся в пропасть. Питера опутывает клубок связей и знакомых — подруга и дружки-преступники, но герой желает жить по-новому…
Стивен Соломита уверенно закручивает сюжет. Напряжение зашкаливает, а список вопросов только растет. Стремительный триллер, в котором истории бывшего преступника рассмотрена словно под микроскопом. Крепкий замок очень реалистичный и очень увлекательный роман.