Шерлок Холмс уходит

Шерлок Холмс уходит

Роберт Ли Холл (Robert Lee Hall) в найденных им записках Уотсона, составляющих содержание романа Шерлок Холмс уходит (Exit Sherlock Holmes, 1977), на первый взгляд идет иным путем, чем Джон Гарднер. Он, правда, тоже воскрешает Мориарти, но не для того, чтобы изображать преступный мир прошлого века, а с тем, чтобы разгадать, наконец загадку Холмса: кто же он, этот сыщик-гений, для которого нет тайн в мире людей? Разгадка таинственна и фантастична: оба — и Холмс, и Мориарти — уэллсовской машиной времени принесены из будущего и потому всемогущи в мире девятнадцатого века.

Но постепенно в романе вырисовываются контуры иного замысла. Восстанавливая в памяти читателей биографию знаменитого детектива. Холл проводит их по знакомым, можно сказать, с детства местам — Бейкер-стрит, кабинет и квартира, лаборатория Холмса, наконец, весь Лондон тех времен как бы выступает из тумана. В этом путешествии по городу, где гидом является Уотсон, самого Холмса нет, да он и не нужен: его дух незримо присутствует, и этого достаточно — читатель сам все домысливает, вспоминая знакомые сюжеты.

Один из американских рецензентов писал: Как прекрасно мистер Холл воссоздает для нас атмосферу викторианского Лондона. Какое удовольствие вновь посетить знакомые места и встретить компанию старых друзей.

В сегодняшних романах о знаменитом детективе мы действительно видим викторианский Лондон — с его кэбами и газовыми фонарями, тускло светящими в туманные вечера, видим преступный мир этого города, слышим забытый воровской жаргон, даже видим свет в окне на Бейкер-стрит, но мало встречаем самого Шерлока Холмса, который был для его автора и читателей воплощением рыцарских достоинств, надеждой беззащитных перед лицом зла, — как сказал о нем Чарлз Хайем, современный биограф Дойла. Нам предлагают Лондон Холмса без Холмса, зло той эпохи в обличье Мориарти или Дракулы, перед которым меркнет герой, способный противостоять этому злу. Почему?

Викторианская подкладка современного детективного романа — не досужая выдумка, а точный прием в арсенале умелого литературного ремесленника наших дней. Старая добрая Англия времен королевы Виктории уже давно, более десятка лет, излучает ностальгическое очарование для читателей, писателей, критиков и ученых этой страны, утратившей ныне свое имперское величие и могущество. Не случайно в начале 70-х годов всеобщий всплеск интереса к ушедшей эпохе получил название викторианского возрождения. Достаточно серьезное в своей основе, оно не обошло стороной и массовую литературу, которая усмотрела в этом явлении прекрасную для себя возможность направить широкий читательский интерес в соответствующее русло. Своеобразной афишей-приманкой и стал любимый многочисленными читателями Шерлок Холмс, но лишенный при этом своего старомодного и мелодраматического, с точки зрения автора современного детектива, рыцарского порыва.

Оцените статью
Добавить комментарий