Загадка одного воскресенья — это исповедь частного детектива, потерпевшего поражение, которое стало его прозрением и в конечном счете обернулось его победой.
…До революции Хуглар Арес держал частное детективное бюро. Человек, в общем обеспеченный, он занимался ремеслом детектива в силу авантюристического склада характера, из любви к острым ощущениям. Однажды некий сенатор поручил ему выкрасть свои письма к известной гаванской проститутке Сусане, которыми та пыталась его шантажировать. Проникнув в дом Сусаны, Арес нашел ее убитой и оказался в положении человека, подозреваемого в убийстве. Он начинает самостоятельные поиски убийцы. Среди тех, на кого может пасть подозрение в убийстве, сам сенатор, банкир, владелец большого торгового дела, и другие влиятельные лица — словом, цвет деловых кругов Гаваны.
В ходе расследования Арес приходит к неожиданному выводу: никто из них не убивал Сусану. И тем не менее за каждым из них водятся преступления — нравственные, моральные, преступления против человечности, против общества. Поэтому все они боятся Ареса, пытаются его подкупить, запугать, устранить. Когда все их попытки оказываются тщетными, они сообща решают обвинить Ареса в убийстве и подкупают полицию. В ходе двойной охоты (Арес ищет убийцу, а в это время полицейские выслеживают его самого) читатель получает возможность познакомиться с теми, кого называли сливками гаванского общества.
В конце концов Арес побежден: он не собрал материала на тех, кого подозревает, зато собрали материал на него. Его обвиняют в убийстве, грабеже, спекуляции художественными ценностями. За все эти вымышленные преступления он осужден на двадцать лет.
В тюрьме, обдумывая свою историю, Арес внезапно догадывается, что Сусану убил ее собственный шофер и сутенер Мартин. Он служил шофером и у Ареса, и тот пытался привлечь его к расследованию в качестве помощника. Мартин убил Сусану, чтобы завладеть ее лотерейным билетом, выигравшем полмиллиона песо. Он был в курсе всех дел Ареса и доносил не него полиции.
…Пока Арес сидел в тюрьме, произошла Кубинская революция. Революционные органы государственной безопасности, пересматривая дела осужденных, наталкиваются на дело Ареса, выясняют его невиновность, и Арес выходит на свободу. Он хочет прежде всего разыскать Мартина и отомстить ему. Мартин к этому времени становится главарем контрреволюционной банды. Арес вступает в его банду и выдает его властям.
Однако мотив мести отодвигается на второй план. За годы, проведенные в тюрьме, Арес понял, что общество, к которому принадлежал по рождению, не очень-то задумываясь над тем, какое оно, насквозь гнило и преступно. Его желание обезвредить банду Мартина объясняется не только жаждой мести, но и стремлением определить место в новой кубинской действительности.
В хорошем детективе, как правило, предельно обнажен поединок добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестья. Герой повести Загадка одного воскресенья, сам того не сознавая, вызвал на поединок все общество и, хотя на его стороне была правда, оказался совершенно беззащитным в схватке с сильными мира сего. Разрубить узел зла, сплетенный вокруг него, смогла только революция.
Загадка одного воскресенья (Enigma para un domingo) — первый кубинский детектив. Игнасио Карденас Акунья (Ignacio Cardenas Acuna) раскрывает коррупцию общества, стоящего накануне общественных перемен, показывает в действии новую, революционную законность.
Л. Архипова