Один из лучших романов японского писателя Сэйте Мацумото — Точки и линии. В нем та же обстоятельность описаний, скрупулезно прослеженная последовательность событий, слабо выраженное внимание к индивидуальным характеристиками персонажей и традиционный мотив преступления — финансовые махинации; тем не менее это первоклассный процедурный детектив, в котором два сыщика, действуя в эстафетном порядке, обнаруживают невероятное чутье, не поддаваясь на стопроцентные алиби подозреваемого.
Преступление тщательно замаскировано под мрачноватую национальную традицию, по которой влюбленные, не имеющие возможности соединить свои судьбы, совместно кончают жизнь самоубийством в каком-нибудь экзотическом месте — приняв яд, бросившись со скалы в море, в жерло вулкана и так далее. Полиция в таких случаях, на обнаружив следов насилия, не проявляет особого беспокойства.
Однако в данной ситуации провинциальный ветеран сыскного дела Дзютаро Торигаи на основании мельчайших шероховатостей (преимущественно из области психологии поведения влюбленных) поступает иначе. Состав преступления отсутствует… А если попробовать действовать в одиночку? В конце концов ведь он сыщик и право на его стороне… Торигаи решил разобраться в этом деле. На душе сразу стало легче.
В описании героя автор не гонится, мягко говоря, за оригинальностью. У Торигаи заблестели глаза, его охватило смутное предчувствие; читатель и в лицо-то его не разглядит (впрочем, как и большинство других персонажей, за исключением женщин), лишь узнает, что у него потрепанный пиджак да туфли со стоптанными каблуками.
Автор сосредоточен на аналитической стороне расследования, которое получает второе дыхание, когда становится ясно, что погибший был причастен к большому делу о взяточничестве в министерстве. Но этом этапе следствие подхватывает токийский инспектор Михара, мастер дедукции, склонный проверять свои умозаключения ногами. Мацумото блистательно использует для детективной интриги местные условия — в данном случае наличие плотной сети железнодорожных, морских и воздушных путей, которая используется преступником для заметания следов. В многодневном алиби счет ведется на минуты, и автор в финале без тени улыбки сообщает, что расписание поездов и самолетов в тексте дано по состоянию на 1957 год, когда проводилось расследование этого дела.